12 марта Владимир Путин поручил Министерству экономического развития проработать данный вопрос. Эти меры станут частью стратегии пространственного развития России.
Инициатива направлена на создание условий для освоения новых территорий, отметил депутат. "Однако для того, чтобы программа работала хорошо, необходимо продумать четкие механизмы распределения земли, ее освоения и контроля за использованием и предоставлением, - пояснил он, - чтобы меры поддержки доходили до участников СВО и членов их семей, а не становились объектом спекуляций у перекупов".
Говырин считает, что могут быть установлены четкие ограничения на перепродажу земли в течение определенного периода, чтобы избежать массовых спекулятивных сделок. Также речь может пойти о создании условий для дальнейшей поддержки участков в нормальном состоянии.
"Прежде всего, необходимо определить категории лиц, имеющих право на получение гектаров, - считает Говырин. - Если основным условием является участие в СВО, важно учитывать стаж службы, статус (контрактник, мобилизованный, доброволец) и возможные дополнительные критерии. В случае, если программа будет распространяться и на семьи участников, следует продумать правовые механизмы наследования, дарения и использования земли при потере права собственности".
Открытым, по его оценке, остается вопрос об отнесении к числу заявителей лиц, уволенных в запас. "Возможно целесообразно закрепить право на получение земли за военнослужащими, выбывшими со службы на СВО по медицинским основаниям. Это предложение представляется обоснованным, поскольку семьи граждан, потерявших трудоспособность вследствие участия в боевых действиях, также могут желать получить участок в порядке, аналогичном как и для действующих участников СВО", - отметил парламентарий.
Следующий ключевой момент - учет территориальных особенностей. "Важно, чтобы выделяемые участки для участников СВО были пригодными для использования и не порождали споров и проблем", - уточнил Говырин.
Исключение Московской и Петербургской агломераций, по его словам, понятно с точки зрения нагрузки на инфраструктуру и высокой стоимости земли. Однако во многих других регионах тоже есть ограничения, связанные с экологией, градостроительными планами и стратегическими интересами государства. "Поэтому необходимо четкое зонирование территорий, доступных для участия в программе, с учетом их пригодности для различных видов деятельности: индивидуального жилищного строительства, ведения сельского хозяйства или создания малых производств", - считает депутат.
Кроме того, простая передача участка в собственность не гарантирует его освоения и нормального пользования ею. "Поэтому обязательной частью программы должны стать меры стимулирования, - отметил он. - Вариантами поддержки могут быть: налоговые льготы, субсидии на подведение коммуникаций, возможность оформления льготных кредитов под развитие территории. Успешный опыт программы "Дальневосточный гектар" показывает, что для многих получателей оказало очень важно наличие базовой инфраструктуры - дорог, электричества, водоснабжения. Без этого освоение земли становится затруднительным или вовсе невозможным".
Одним из решений, по оценке Говырина, может стать обязательство освоения земли в определенный срок с возможностью изъятия участков. "И тут важно предусмотреть, чтобы всё-таки выданные участникам СВО участки не изымали, а учитывали обстоятельства, при которых владелец не смог быстро освоить участок (болезнь, сложная ситуация в семье) и предусмотреть возможность продления сроков и предупреждений, - уточнил он. - Чтобы не получилось так, что участник СВО получил участок, но не успел построить полноценный дом, и участок ни с того, ни с сего изъяли".
Таким образом, для успешной реализации программы необходимо не просто предоставить гектары, но и создать правовые, экономические и инфраструктурные условия в малых городах и селах, при которых эти земли будут реально осваиваться, резюмировал парламентарий.