На выставке "ОбъективНО о музыке", посвященной музыкантам в фотографии, играют все - фотографы, играющие с ракурсами, музыканты, играющие на инструментах. И организаторы, набрав в музейном собрании и в личных архивах негативов и позитивов, сводящих великих артистов друг с другом на сцене, за кулисами, дома с детьми и женами, играют на нашем чувстве прекрасного.
Делая музыкантов не только небожителями, а обыкновенными, живыми. Разными.
Давид Ойстрах на парадной фотографии надел - дома! - пиджак и монументально стоит с нотами в руках на фоне книжных стеллажей. Лауреат Сталинской премии Мстислав Ростропович неожиданно сел перед играющими на ковре дочерьми Леной и Олей сыграть им на виолончели. А вот те же люди - яростно перепиливающие смычками грифы, спорящие друг с другом на репетициях, гордо смотрящие на бисах на побежденные залы... Но вот закончился концерт, разошлись фотографы, мы проходим раздел "Пространство зала", и у музыкантов заканчивается игра и начинается жизнь, недоступная и, к счастью, недостижимая для широкой публики. "Пространство дома" - так называется этот зал. И здесь зрители могут заглянуть к великим в гости - посетить дачу оперной певицы Антонины Неждановой и ее супруга дирижера Николая Голованова и подсмотреть, как они играют со своей собакой; понаблюдать за Галиной Улановой и ее пуделем...
Музыканты, забывающие все вокруг и думающие только о музыке, всегда давали фотографам уникальные возможности для самовыражения. И выставка стала собранием замечательных снимков, когда каждый следующий заставляет забывать о предыдущем. Дирижер Светланов, жестом гасящий звук оркестра. Балерина Воронцова, зависшая в воздухе в "Лебедином озере". Композитор Бриттен, тянущийся от дирижерского пульта к Ростроповичу. Наконец - Шостакович, репетирующий 14-ю симфонию в серии Виктора Ахломова - растрепанный, вперившийся в ноты вместе с сыном Максимом, оживленно рассказывающий что-то Рудольфу Баршаю. Ничего, казалось бы, особенного - просто разговор, просто эмоция, просто руки за головой...
"Я уже собирался уходить, но решил напоследок остаться, понаблюдать", - рассказывает фотограф Евгений Евтюхов, снимавший репетицию пианистки Марты Аргерих. - Потом, уже уходя, оказался за ее спиной - и вдруг увидел!"
На одной из лучших фотографий выставки - усталое лицо музыканта, отражающееся в пюпитре рояля, как в зеркале. Человек и музыка, соединившиеся в инструменте.