Анатолий Белкин - фигура, без преувеличения, культовая для современного арта. Его творчество - это уникальный синтез текста и визуального искусства, где каждый сантиметр полотна наполнен глубоким смыслом. Художник, который когда-то стоял у истоков таких знаковых журналов, как "Собака.ру" и "Вещь.doc", сегодня продолжает удивлять и вдохновлять. На выставке представлено более 70 работ из собраний Музея AZ и частных коллекций, что позволяет зрителям погрузиться в многогранный мир художника.
"Мне Анатолий Белкин представляется связующим звеном между ленинградским нонконформизмом и художниками Новой Академии. Будучи ещё совсем молодым, он участвовал в "газаневщине", то есть в выставках неофициального искусства в ДК "Невский" и ДК "Газа" в 1975 и 1976 годах. Из последнего - выставка одной картины в Эрмитаже в 2023 году под названием "Высокая вода". Одной картины! В Эрмитаже! Я не могла даже представить, как это можно сделать, но пришла, увидела - и была потрясена. Мне бы очень хотелось, чтобы Анатолия Белкина оценили и полюбили в Москве так же, как его любят в Петербурге. Для этого - наша выставка "Буквальные связи" в музейном пространстве AZ/ART на Маросейке", - отметила Наталья Опалёва, генеральный директор Музея AZ и Центра современного искусства AZ/ART.
Логика выставки выстроена таким образом, что каждый посетитель может самостоятельно выбирать маршрут своего путешествия по экспозиции. Выставка разбита на четыре тематических раздела: "Письменность", "Архитектура", "Вещи и персонажи", "Альбом".
Куратор Александр Дашевский советует начать просмотр с "Письменности". Зал открывают 33 буквы алфавита. Каждая уникальна, в "А" собираются "а"ссоциации, "Н" - "н"езаметные чужому глазу записки на полях… Смотришь на буквы - и волной настигает ощущение какого-то стыда, будто заглянул к соседу по парте, а он там не просто каракули на полях рисует… но на алфавите, конечно, ничего не закончилось.
Анатолия Белкина интересует и возникновение письменности, путь археолога, который обнаружил древние средства общения. Они отлично просматриваются в картине "Следы археолога".
Далее можно пройти в раздел "Архитектура". Анатолий Белкин поистине влюблённый в Санкт-Петербург человек. Не зря именно этому городу посвящена значительная часть выставки. В каждой картине угадывается город на Неве.
"Анатолий Павлович часто использует образы Санкт-Петербурга, которые витают в голове у каждого горожанина. Если звучит слово "Венеция", это всегда про Петербург, если звучит слово "Пальмира", "музей под открытым небом"… Это всегда про Петербург. И ещё постоянно сохраняется тенденция, что Петербургу что-то угрожает, будто город - супер уязвимая сокровищница культуры. Потому её так сложно портретировать", - отметил Александр Дашевский.
В этом блоке представлены не только изображения зданий и руин, но и чертежи - ценная документация, которая сохраняет идею архитектора.
Прямо напротив находится раздел "Вещи и персонажи". То, что остаётся нами в обычной жизни не замеченным: чеки и списки покупок на дне корзины в супермаркете, мусор из сумки, которую достали с наступлением весны, - всё это можно увидеть на картинах.
Последний раздел - "Альбом" предлагает взглянуть на привычные предметы повседневности под новым углом. Записки, обрывки бумаги, куски картона - всё это становится частью художественного высказывания. Здесь зритель сталкивается с коллажами из старых фотографий. В них сохранилась связь с прошлым, даже если их герои уже забыты.
Отдельная интерактивная часть экспозиции - журналы ярких нулевых . Их можно взять, почитать и отметить для себя огромную разницу между глянцем того и нашего времени.
"Буквальные связи" - это не просто ретроспектива творчества Анатолия Белкина, но и возможность увидеть, как искусство может быть мостом между прошлым и настоящим, текстом и изображением, личным и общественным. Экспозиция приглашает зрителей не только созерцать, но и взаимодействовать с работами, строя собственный маршрут и открывая для себя новые смыслы.
Выставка продлится до 11 мая.