Зачем американский инженер летел в казахстанский театр на премьеру спектакля "А зори здесь тихие"

В казахстанском "ТеатрРон" дают "А зори здесь тихие"
Прилетел в Алма-Ату (она же Алматы, по-новому) - а не сходить ли мне в театр?
Игорь Вирабов/РГ

Тут их немало, на любые вкусы, оперный и драматические, музыкальный, немецкий, уйгурский.

И кстати мне подсказывают: на краю Алма-Аты в жилищном комплексе с заезженным названием "Манхэттен" есть популярное местечко, ТеатрРон - один его спектакль недавно назван лучшим среди независимых театров в Казахстане.

И сегодня там премьера - по мотивам знаменитой повести Бориса Васильева. Про зори тихие. Скоро 80 лет Победы, спектаклей в театральной афише много на все вкусы - но про Великую Отечественную редкость.

Так что, естественно, отправился туда.

***

Вечером подъехал и иду по навигатору, ищу театр - и вдруг…

Понятно, чего искал я - но что тут делал вынырнувший у подъезда толстячок-американец, загадка.

Он кинулся ко мне и на своем заокеанском: как попасть в театр?

Вывеска не подсвечивается, навигатор сходит с ума, дверь заперта - действительно, не разберешь. Театр в подвале огромного жилого дома.

Не успел опомниться, как американец выдал мне свою легенду: мол, из Бостона, инженер, по-русски ни бельмеса. Юджином зовут - проще говоря, Евгений, Женька. Страшно хочет посмотреть "А зори здесь тихие".

И то сказать: а для чего еще простым американским инженерам лететь за тридевять земель в далекий Казахстан.

Он, впрочем, уточнил: отец из Ярославля, съездили бы всей семьей туда, но опасаются - отправили, мол, на разведку. Это ж рукой подать - от Алма-Аты до Ярославля. Задумался - а не шпион ли? - но набежали театралы, и волной нас занесло по лестнице куда-то вниз, в театр.

***

Культурное пространство - комнатушка. Все впритык - барная стойка, чайник, чашки, полки с книжками, костюмы, реквизит. А дальше дверка в зал - он тоже крошечный. Американца усадили. Многие сидели в куртках и пальто: не жарко. Выживать театру, кажется, не сладко. Необычно все - предупредили сразу: деньги тут не главное, все энтузиасты. На спектакле можно и фотографировать.

Микроскопическая сцена, никаких там машинерий. Декораций минимум. Спектакль понесся быстро, лихо - повесть о трагической судьбе пяти самоотверженных зенитчиц под командованием старшины Васкова умело адаптировали к этой тесноте. И вот - еще и героини не погибли за свою страну, а слышу, рядом кто-то всхлипнул: краем глаза вижу скупую слезу у паренька. Да если б только у него - зал следил завороженно.

Ни один фашист не появляется на сцене. Пули летят в героинь ниоткуда, будто бы у зрителей над головами - связывая тьму времен и день сегодняшний. Можно цепляться к простенькому реквизиту - но совсем не до него. Искренность, казалось, искупает все.

Вдалеке американец вжался в кресло.

Женю Комелькову играет замечательная девочка Елизавета Рон. Ее подругу - Риту Осянину - играет мама Лизы, Ксения Рон. Все остальные девочки - лет по шестнадцати, и каждая по-своему прекрасна. Есть и старшина, есть мальчик, возвращающий в финале залу вражескую каску - чтобы передали в прошлое и не возвращали будущему.

После спектакля зрители кинулись к артистам, все перемешались. Странно или нет, но здесь, в Алма-Ате, вот этим зрителям история о девушках-зенитчицах, геройски павших за свою страну, казалась очень важной и волнующей по-настоящему, как в первый раз. Эта история им кажется и вовсе не чужой, и очень близкой.

Надо удивляться этому?

Ксения Рон - и режиссер, худрук, душа театрика, девизом у которого - строка Рождественского: "Все начинается с любви". Ее стараниями в репертуаре у театра больше 15 спектаклей по мотивам классики.

Много у них поэтических спектаклей - я даже удивился и порадовался, узнав: надо же, думает поставить Юнну Мориц. Про ее бескомпромиссную поэзию - "Вы отравились ненавистью к нам, / когда мы отравились к вам любовью" - стараются не вспоминать эстеты и в Москве. А вот тут - пожалуйста.

На расспросы о "Зорях тихих" удивительная Ксения отвечает: долго не решалась взяться - подбирала девочек на роли героинь:

"Не знала, поймут ли они меня. А они поняли.

Тема Великой Отечественной войны вообще меня очень сильно трогает, особенно на фоне нынешних реалий. Для меня все очень просто. Я помню, мои дети помнят. И меня ужасно злит, когда кто-то говорит, что не надо помнить.

У нас есть еще спектакль "Лена, Ваня, Нина" на тему Великой Отечественной. Были и будут всегда концерты, посвященные Великой Отечественной. И свой Бессмертный полк у нас есть..."

Зрители с девочками, которых только что на сцене убили враги, после спектакля ели гречневую кашу. В той же тесной комнатушке.

Вечер укутал всех - как теплое объятие, как мамин шарф.

А где американский гость? Он сразу испарился.

Возможно, от избытка чувств - этого я так и не узнал.

Но ведь по-разному бывает.