Никита Михалков показал в Воронеже спектакль по своему фильму "12"

В Воронеже в рамках проекта "Большие гастроли" прошли показы спектакля "12", который известный режиссер Никита Михалков поставил на основе своего же одноименного фильма.
Сергей Петров / Мастерская "12"

Кино вышло на экраны в 2007 году и было номинировано на "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке. Премьера спектакля прошла в 2021 году.

Фабула известна давно по пьесе "Двенадцать разгневанных мужчин" Реджинальда Роуза (по ней было снято несколько американских фильмов, да и сам Никита Михалков ставил ее как выпускной спектакль): 12 присяжных заседателей должны вынести приговор по очевидному вроде бы делу об убийстве, но только один человек сомневается и постепенно склоняет остальных на свою сторону.

В фильме "12" Никита Михалков актуализировал пьесу российскими реалиями. На момент выхода ленты вторая чеченская война еще не завершилась, а сюжет вертелся вокруг 18-летнего Умара, обвиненного в убийстве своего отчима - русского офицера. Казалось бы, все тут ясно, но в процессе объяснений присяжные из совершенно разных слоев общества не только вставали на защиту мальчика, но также изливали душу в монологах разной степени душещипательности.

По словам режиссера, сюжет универсален, дело здесь не в Умаре: "Когда начинали фильм, это было актуальным в связи с Чечней. А так разговор идет о несовершеннолетнем, уязвляемом и незащищенном человеке. В принципе это может быть любой школьник из русской глубинки, над которым измываются. Тут это просто обостренно".

Спектакль не то что повторяет фильм - расширяет его: какие-то сцены получили развитие, у кого-то из героев добавилось историй. Добавилось и комментариев по ситуации с Украиной. Кино также используется. Действие происходит в глубине сцены, а сама она завешена прозрачным экраном: на него иногда транслируются эпизоды из фильма, в основном из детства Умара. По бокам от этого экрана - две точки: клетка с обвиненным и стол охранника: оба ожидают вердикта присяжных. А те невольно, из-за одного сомневающегося разбираются в уголовном деле и заодно в самих себе.

Из актеров фильма в спектакле остался только Никита Михалков. Но публику завлекают и другими известными именами. Сомневающегося присяжного играет народный артист РФ Николай Бурляев, простого метростроевца с родней под Воронежем (так было и фильме) - народный артист РФ Сергей Степанченко, еврея, над которым мало кто не смеется - заслуженный артист РФ Владимир Долинский. Для воронежских театралов есть еще один сюрприз: в спектакле также занят Павел Ильин, до 2021 года игравший в Камерном театре.

Как могло показаться, не все актеры порой были точны в образах - но и тут даже и сравнивать два показа нет смысла. "У нас после каждого спектакля идет разбор полетов, что-то меняется, то добавляем, то убираем. Мы почти 100 раз уже сыграли, и все время есть творческий процесс", - рассказал Никита Михалков.

Оборудована сцена и телевизорами, на которые периодически идет трансляция с видеокамеры - ее то включают, то выключают сами присяжные.

Как рассказал сам режиссер, в кино его интересует способ театральной репетиции, а в театре - возможность работать кинематографическим языком. Но это не значит, что надо многое показывать на экране. "Сцена - это общий план. Чтобы общий план работал в кино, он должен быть идеально сконструирован: куда бы зритель ни опустил свой взгляд на экране, там все на чистом сливочном масле. На крупных планах можно снять артистов и сделать вид, что они разговаривают друг с другом: монтаж дает огромные возможности, но позволяет бездарному режиссеру прятать свою бездарность. А на общем плане ничего не скрыть. На театральной сцене нет крупного плана. Но у нас 11 человек тратят свою энергию и концентрируются на том, чтобы зритель смотрел на 12-го - и это будет его крупный план. Это сложная работа, через мучения мы все проходили", - пояснил Никита Михалков.

При этом режиссер весь спектакль еще и ловко манипулирует публикой: тут вырвавшееся крепкое словцо вызывает смех, там удачное завершение монолога известными цитатами вроде "В России за 200 лет не меняется ничего, а за десять лет - все" вызывает аплодисменты…

По его мнению, если человек не понимает, зачем ему смотреть спектакль, когда есть фильм, так пусть и не смотрит. В Воронеже прошли два показа, цена на билеты доходила до 20 тысяч рублей, оба раза зал был почти полон.