Небольшой экскурс в историю. Цели по освоению Арктики менялись с течением времени, однако интерес оставался всегда.
Активное изучение региона связано со многими знаменитыми именами исследователей и путешественников: Дежнева, Хабарова, Лаптевыми, Берингом. Вплоть до начала XVIII века именно через морской порт в Архангельске поступало 60% доходов страны от торговли. Значение Крайнего Севера возросло к началу двадцатого века. Был открыт и покорен Северный Морской путь, а во времена Второй Мировой войны именно через Северный ледовитый океан США поставляли СССР по ленд-лизу часть необходимых грузов - для большей безопасности своих подводных лодок.
В 1961 году под руководством Курчатова на полигоне "Новая Земля" прошло испытание термоядерной авиационной "Царь-бомбы". А в 1977 году советский атомный ледокол "Арктика" впервые в мире достиг географической точки Северного полюса в активном плавании. Поход "Арктики" стал настоящей сенсацией и позволил еще больше расширить период навигации в Северном Ледовитом океане по кратчайшим маршрутам.
Арктика - исторически узловое место, на которое гиперболизировано проецируется существующая система международных отношений. Сейчас это регион с героическим прошлым и настоящим.
Согласно новейшей Концепции внешней политики Российской Федерации, Арктика занимает одно из главных мест по своему значению для государства. Специалист по международным отношениям и преподаватель МГИМО Константин Водопьянов на основе официальной документально-правовой базы выделил два ключевых комплекса интересов России в Арктике.
Первый - это обеспечение безопасности на Крайнем Севере. В условиях глобального потепления и активного таяния льдов с 1970-х годов регион становится все более доступным для экономического и торгового освоения, а наличие общих водных границ государства со странами-членами НАТО ведет к потенциальной эскалации и милитаризации территории. Однако это и является рычагом сдерживания недружественных инициатив и агрессии: никто не решится на открытое столкновение или выступление против других ключевых акторов. Последствия будут непоправимыми.
Сейчас для контроля стабильности в регионе со стороны России продолжается строительство ледокольного флота, оснащенного самыми современными супертехнологиями. В арсенале - 52 корабля на начало 2025 года, что делает российский ледокольный флот самым большим в мире (на втором месте Канада с 10 судами, заявленными официально).
Параллельно главные базы "Полярная звезда" на острове Врангеля, "Арктический трилистник" на земле Франца-Иосифа и "Северный Клевер" на Новосибирских островах обеспечивают присутствие частей и подразделений на всем протяжении зоны ответственности. В конце января 2025 года прошли масштабные учения в десяти северных регионах России. Цель - совершенствование межведомственного взаимодействия при реагировании на различные чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.
Второй комплекс интересов страны - экономический и более мирный, который в свою очередь делится на три сюжета.
Первый - это стремление максимально эффективно использовать Северный морской путь. Для России вопросом стратегического значения является необходимость контроля и правового регулирования судоходства в исключительной экономической зоне, в частности, вдоль трассы северного прохода. В 2012 году был принят Федеральный закон о СМП, в котором закреплялся особый статус этой магистрали как "исторически сложившейся национальной транспортной коммуникации Российской Федерации". Государство рассматривает этот путь в качестве перспективной транспортной артерии, которая может закрывать не только внутренние потребности России, связанные со снабжением отдаленных регионов Крайнего Севера, но и приносить доход от международных транзитных перевозок из Атлантического океана в Тихий и обратно. Этот путь короче прохода через Суэцкий канал на 10 дней, что сокращает траты на топливо в среднем почти на четверть за время следования. И существенно удешевляет стоимость транспортировки.
Цифры говорят сами за себя. Если в советское время в рамках северного завоза объем грузоперевозок по Северному морскому пути составлял от 6 до 8 миллионов тонн в год, то на 2025 год он превысил 37,8 миллиона тонн. Это абсолютный рекорд по сравнению с предыдущими периодами. К 2030 году грузооборот достигнет 65-70 миллионов тонн при текущей динамике.
Развитие транспортной артерии требует вложений. По заявлению премьер-министра РФ Михаила Мишустина в июле 2023 года, в ближайшие полтора десятка лет правительство инвестирует в Арктику порядка двух триллионов рублей - на строительство арктического ледокольного флота и судов ледового класса, современных портов, которые будут выдерживать тоннаж кораблей; а также на запуск целой группы космических спутников.
Второй сюжет мирных интересов - добыча углеводородов, ценных и редкоземельных металлов. Ресурсы Арктики и северных регионов России традиционно имеют колоссальное значение для экономики страны. Здесь производят 80% российского природного газа, 17% нефти, 90% никеля и кобальта, 60% меди и почти 100% алмазов, редких и редкоземельных металлов. На регион приходится 10% российского ВВП и 20% всего экспорта из страны. 10 марта нынешнего года председатель правительства РФ Михаил Мишустин утвердил план мероприятий по реализации Стратегии развития минерально-сырьевой базы России до 2050 года. В частности, будут совершенствоваться механизмы геологического изучения Арктики и других труднодоступных территорий, которые входят в зону особых интересов страны. Это означает переход от декларативных основ к активным действиям.
Третий сюжет - развитие туристического сегмента, что также может благоприятно повлиять на экономику страны и освоение северных регионов. Информацию "изнутри" мы решили узнать от одного из самых крупных игроков в этой сфере. Исполнительный директор турагентства Елена Ожегова поделилась внутренними наблюдениями за рынком: "Поток туристов увеличивается, мы наблюдаем тенденцию на рост путешествий в Арктику не только зимой, но и летом. С каждым годом принимаем все больше людей даже в теплое время".
Центром притяжения путешественников стали киты, которых можно увидеть на Териберке круглый год. Следом идут северные сияния и прочие красоты севера. Елена Ожегова отмечает высокий уровень инфраструктуры в регионе, однако есть важное "но" - нехватка мест проживания для туристов. Кроме того, еще только предстоит решить проблему доступных и прямых авиаперелетов сюда из разных городов России.
Отдельный вопрос - сохранение природы в условиях возрастающего потока интересующихся красотами Арктики. На Крайнем Севере хрупкая экосистема, которая требует крайне бережного к себе отношения. Единая и последовательная государственная политика в контексте освоения Заполярья выделяют Россию от других приарктических стран. За последние пять лет наблюдается усиленная проработка стратегии по развитию и сохранению русской Арктики. Своего решения ждут такие проблемы, как удаленность региона, отток населения, сложность и нехватка геологической разведки шельфа, необходимых технологий для добычи газа и нефти со дна моря глубже чем 20 метров, а также многие другие.
Между тем отечественная наука может стать одним из основных драйверов развития Арктической зоны России. В этом убеждены специалисты, подчеркивающие важность наукоемкой деятельности в Арктике, которая пока остается территорией ресурсных мегапроектов. Наука должна быть встроена в процесс освоения, развития и жизни арктических проектов, убеждены ученые.