Профессор Никишина: Продолжается дискуссия, надо ли запрещать страшные игрушки

Депутаты снова озаботились вопросом, как влияют на психику детей игрушки-страшилки - от "хаги ваги", зомби, скелетов и заканчивая муляжами оторванных рук (на маркетплейсах есть и такое). Законодатели говорят как минимум об обязательной социально-психологической экспертизе игрушек и в зависимости от ее результатов - ограничении продаж.
Два года назад продажу "Хаги Ваги" уже запрещали, но сегодня они снова есть на всех маркетплейсах.
Два года назад продажу "Хаги Ваги" уже запрещали, но сегодня они снова есть на всех маркетплейсах. / РИА Новости

По этому поводу высказываются многие депутаты: одни считают, что игрушки-монстры, вампиры, скелеты в гробах могут не только пугать ребенка, но и "приучать" его к виду крови, делая бесчувственным и провоцируя агрессивность, и даже способствовать романтизации смерти. Другие идут дальше - хотят запретить игрушки, изображающие вражеские танки и другое вооружение. Третьи ополчились даже на Барби, символизирующую, по их мнению, "чуждые нам ценности".

Это - далеко не первая попытка навести порядок в игровой комнате. Так, два года назад Роскачество уже вводило запрет на продажу меховых монстров "хаги ваги". Правда, решение обосновывалось не влиянием их на детскую психику, а небезопасными материалами, которые могли оказать токсическое влияние на организм ребенка.

Сегодня, как убедилась "РГ" "хаги ваги" снова продаются повсеместно, как и другие устрашающие персонажи и предметы - влоть до муляжей отрубленных пальцев и рук (есть даже механические модели, способные двигаться). Несмотря на то, что продавцы позиционируют эти товары как реквизит для Хэллоуина, купить их может любой.

По инициативе Минздрава специалисты нашего Университета вошли в состав исследовательской группы, которая в пилотном режиме должна была оценить взаимосвязь определенных показателей психического развития, самоидентификации, ролевого поведения детей и тех разнообразных игрушек, в первую очередь ассоциированных с образом человека, которые могут влиять на формирование ролевых моделей поведения", - рассказала "РГ" директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского Университета, профессор Вера Никишина.

Определенно игрушка играет важную роль в жизни ребенка и формировании его характера, взглядов и ценностей, а также поведения.

"Тем не менее в результатах исследований, которые проводились и в нашей стране, и за её пределами, нет прямых указаний, какой формат игрушки рекомендован или не рекомендован. Сложно дать однозначный ответ на вопрос о том, какой образ закладывается в самоидентификацию, когда девочка выбирает для игры монстра, мертвеца или какого-либо иного страшного персонажа", - отмечает Вера Никифорова. Психологи считают, что часто дети выбирают подобные игрушки, просто подражая другим детям.

"Когда сверстники имеют какую-то нестандартную игрушку, ребенок хочет иметь такую же. Иногда это происходит даже по инициативе родителей, когда они либо поддерживают замысловатость выбора ребёнка, или даже ориентируют его на что-то подобное, думая скорее о своих предпочтениях, нежели о последствиях, которые этот выбор будет иметь для ребенка", - объясняет профессор Никишина.

Родители часто говорят, что страшные игрушки привлекают ребенка, ему хочется необычных "острых" ощущений. Но что касается формирования агрессивного и деструктивного поведения, в этом, опять же, виноваты не столько игрушки, сколько примеры таких действий, с которыми сталкивается ребенок - на телеэкране или в жизни.

Эти риски усиливаются по мере взросления ребенка.

"В подростковом возрасте активность программы агрессии в связи с эндокринными перестройками фиксируется, это подтверждено многочисленными исследованиями, - подчеркивает Вера Никишина. - Но деструктивная составляющая агрессии возникает вследствие социального подражания и наличия в доступности активно транслируемых образцов поведения, причем, в большей степени - среди сверстников. Чем более высокий уровень подражательности в подростковой среде, тем выше вероятность того, что единичный случай деструктивной агрессии станет не случайным прецедентом, а периодически возникающим опасным социальным явлением".

Психологи говорят о таком явлении, как установочная агрессивная реакция - или агрессивная готовность. "Само по себе импульсивное состояние ребенка, характерное для подросткового возраста, совсем не обязательно должно перерасти в реальные агрессивные действия. Но в том случае, если уровень социального допуска высокий или насмотренность о возможности использования такого действия, например, в игровом или видеоконтенте, то подросток имеет много больше шансов повторить это в реальных условиях", - заключила Никифорова.