Эрмитаж может запретить фотосессии из-за манипуляций со стороны посетителей

Ох, уж эти селфи! Общественность и СМИ обсуждают громокипящие страсти вокруг видео девушки, выложившей запись своего спора со служительницей Эрмитажа. Спор, как водится, из-за денег: платить или не платить - вот в чем вопрос. Нет, не за билет - за съемку в музее.
Донат Сорокин/ТАСС

Для тех, кто не сидит в соцсетях, краткое содержание предыдущих серий.

Видео с девушкой, которая жаловалась, что ее с подругой развернули на входе в Эрмитаж "из-за того, что слишком нарядные", набрало больше пяти миллионов просмотров в соцсети. Девушка, конечно, и впрямь как на журнальной картинке. Юная, стильная, симпатичная…

И в настойчивости и находчивости ей не откажешь. Судя по тому, что выложенное видео их с подругой прохода снято внутри Эрмитажа, красота и эффектный наряд (к слову, вполне строгий, лаконичный - гладкая прическа, блуза с высоким воротником-стоечкой, модный жакет оверсайз, струящаяся юбка в пол, мягкий макияж) не помешали входу в музей. А судя по диалогу со смотрительницей Эрмитажа, конфликт все же возник не из-за наряда, а из-за съемки.

"У вас фотосъемка, да, это оплачивается", - слышен на видео комментарий смотрительницы музея.

"Вы серьезно? - удивляется девушка. - Мы пришли в нарядной одежде. Мы без фотокамер".

"Современные айфоны позволяют любую съемку. Коммерческая съемка оплачивается… Если вы не в повседневной одежде…", - отвечает ей голос за кадром.

"Так мы в повседневной одежде", - хором говорят девушки, продолжая съемку.

И комментируют на камеру, что за съемку им надо заплатить десять тысяч.

Видео "залетело": сейчас у него уже 5,7 млн просмотров.

И вот уже Эрмитаж дает комментарий в своем Telegram:

"В Эрмитаже постоянно проходят свадебные и постановочные фотосеcсии. Однако для этого нужно приобрести специальный билет, так как любая съемка в интерьерах музея требует особого внимания Службы безопасности и смотрителей".

Музей отмечает, что взимание платы за фотосъемку "позволяет Эрмитажу заработать деньги, покрывающие систему льгот, установленную музеем и не имеющую аналогов в России, а также сохранить стоимость входного билета - самую низкую среди крупных музеев страны".

"На этой неделе в Эрмитаж пришли две посетительницы, пожелавшие провести фотосессию в залах. Сотрудники музея проинформировали их, что съемка должна быть оплачена дополнительно. Девушки заверили, что это не входит в их планы. После того, как гостьи прошли контроль, они провели не просто фотосессию для личного блога, а фэшн-съемку с целью рекламы бренда. Такие съемки в музее запрещены", - подчеркнули в музее.

В пресс-службе обращают внимание, что в своем блоге одна из посетительниц пишет, что в музей их не пустили, "хотя публикация проиллюстрирована видео и фотографиями из Эрмитажа". Тогда как часть зрителей заметила нестыковки в этой истории, многие комментаторы сочувствуют автору видео.

"Такая провокация позволила блогеру поднять рейтинг своей страницы и прорекламировать бренд, который, видимо, не нашел средств на законную рекламу. <...> Новый способ заработать на имени Эрмитажа выглядит неинтеллигентно, но достаточно эффективно. Эрмитаж с удовольствием дарит своим гостям незабываемые впечатления, но не готов мириться с тем, что эту возможность используют в коммерческих целях. Если количество желающих злоупотребить услугой будет расти, мы будем вынуждены отменить ее", - заключили в музее.

История эта замечательна в нескольких отношениях.

Я не о том, что перед нами сюжет коммерческой рекламной съемки в музее, которая мимикрирует под селфи блогеров. Коллективный разум уже извлек из сети фотографии московского бутика со съемками его нарядов в музейных интерьерах Эрмитажа, и предъявляет всем интересующимся. И да, модель похожа на прелестницу, выложившую селфи в Эрмитаже. Что тут скажешь, работают люди.

Я не о вполне профессиональной манипуляции в кадре: говоря со смотрительницей, девушка, разумеется, обращается к своим верным зрителям-подписчикам. Да, таковы правила игры. А лояльная блогеру аудитория, разумеется, начинают хейтить музей за "жлобство". Хотя, кто тут жлоб, еще надо посмотреть.

Я о другом. О том, что селфи для себя и селфи на продажу, если речь идет о блогерах, практически неразличимы. Почти любой может сказать, что чувствует себя Александром Сокуровым, снимающим "Русский ковчег", или Жаном-Люком Годаром на съемках "Посторонних". Чувствует так - и, пожалуйста, лайки в комментах не забываем! Как говорил по другому случаю герой Райкина и Жванецкого: "Да, я Аполлон".

Просто во времена Аркадия Райкина над этим смеялись, а сегодня - смотрят и завидуют. Надо же, удалось без денег фэшн-съемку в музее провернуть.

Правда, есть тут некий зазор - между имиджем бренда и имиджем блогера. Имидж бренда, судя по сайту, подразумевает интеллектуальность, независимость, самодостаточность и, чего уж там, состоятельность счастливых обладательниц его нарядов. Имидж блогера (речь о казусе бесплатной фэшн-съемки в Эрмитаже) демонстрирует лоск гламура в сочетании с отточенной постановкой "развода" и презрением к музейным сотрудникам, для которых вещи солидных брендов не являются повседневной одеждой.

Если модный бренд хочет ассоциировать себя с презрением к музею, с неуважением к людям, которые в нем работают, и трюками, которые напоминают работу с публикой профессиональных манипуляторов на площади, то флаг в руки. Но зачем для этого в Эрмитаж идти? К вокзалам поближе будет сподручнее… Чай, покупатели не Аполлон и Венера Милосская…