Судам продлят запрет на сброс в море пластика, который вредит фауне

Минприроды продлевает запрет на сброс с судов всех видов пластика, в том числе рыболовных сетей, которые часто становятся причиной гибели дельфинов. При этом министерство сократило более чем в два раза список запрещенных к сбросу с судов химических веществ.
Запутавшись в сетях, дельфины уже не могут выбраться без помощи.
Запутавшись в сетях, дельфины уже не могут выбраться без помощи. / GettyImages

Минприроды опубликовало на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект постановления, устанавливающего перечень вредных веществ, сброс которых в водах России с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен.

Так же, как и в прошлом постановлении, принятом в 2000 году, министерство вводит полный запрет на все виды пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора.

Рыболовные сети сейчас являются одной из основных причин гибели дельфинов, тюленей и других морских млекопитающих. Научно-экспедиционный центр по исследованию морских млекопитающих на протяжении трех лет изучал причины смерти дельфинов в Черном море. Ученые пришли к выводу, что основная причина гибели во время штормов в конце зимы - начале весны связана с запутыванием в рыболовных сетях.

Также в этом сезоне Центр спасения дельфинов "Дельфа" фиксирует увеличение выбросов дельфинов в Краснодарском крае. Если за весь февраль их было 25, то только за первую неделю марта - 22.

"Начался сезон выбросов китообразных. Обычно такой сезон в Черном море длится с марта по июнь. Причин несколько - рыболовные сети (начался лов камбалы, а камбальные сети наиболее опасны для дельфинов), ослабленный иммунитет после зимы, погодные условия и связанное с ними большее загрязнение моря, плюс в этом году напряженности добавляют последствия от разлива мазута. Количество погибших китообразных снова стало увеличиваться. Также за последние две недели было три случая встречи живых ослабленных китообразных", - отмечают в центре.

Дельфины часто застревают и получают травмы из-за дешевых пластиковых сетей

Как рассказывает член Комиссии по экологии и устойчивому развитию Общественной палаты РФ Владимир Лифантьев, рыболовные сети становятся причиной смерти млекопитающих не только на Черном море.

"Часто бывает так, что дельфин пытается добыть рыбу из сетей, сам запутывается и задыхается. Чаще всего так гибнут морские свиньи, реже - афалины. Обычный признак того, что дельфин погиб из-за сетей - это отрезанный хвост или плавник. Рыбаки поднимая сеть и обнаружив в ней погибшего или застрявшего дельфина, просто отрезают все, что запуталось. Также надо учитывать, что сейчас многие дельфины гибнут в браконьерских сетях, так что эти ограничения проблему со смертью морских млекопитающих не решат", - говорит Лифантьев.

При этом проект постановления делает поблажки для сброса в воду по другим направлениям. Старший преподаватель базовой кафедры химии инновационных материалов и технологий РЭУ им. Г.В. Плеханова Виталий Кондрев отметил, что из списка пропали различные гомологи (вещества, имеющие сходное строение. - Прим. "РГ") бензола (алкилбензолы). Производство синтетических ПАВ теперь налажено в огромном количестве стран, и объемы перевозок алкилбензолов морским транспортом резко уменьшились, сместившись на сухопутный, поэтому вряд ли целесообразно дальнейшее нахождение таких веществ в новом списке, отмечает эксперт. Также из списка вычеркнули анилин и его производные.

"Это очень высокотоксичные для морских организмов и человека вещества, которые слегка тяжелее воды (тонут в ней) и легко окисляются кислородом воздуха. Они используются для производства полиуретанов, красителей, взрывчатых веществ, лекарств. Перевозятся в герметичных цистернах с соответствующей маркировкой. Вероятно, их следовало бы сохранить в новой редакции", - отметил эксперт.

Нет и хлорпроизводных (хлорпарафины, хлортолуолы). Эти вещества используются для производства хлорорганических пестицидов. По словам Кондрева, сами по себе они очень опасны, в воде растворяются плохо, чуть тяжелее воды. Однако поскольку производство хлорорганических пестицидов из-за их большой стойкости и вреда для окружающей среды начало резко сокращаться, то так же резко уменьшились и объемы перевозки таких веществ любыми видами транспорта, отмечает он. До сих пор основное их производство и потребление в основном сосредоточено в странах третьего мира, добавил эксперт.

Также из списка вычеркнули сложные эфиры, которые раньше активно использовались при производстве пластмасс, но сейчас запрещены во многих странах (например, в Европе и США от них отказались практически полностью), говорит эксперт. Акрилаты и виниловые производные (бутилакрилат, децилакрилат, этилакрилат, винилтолуол, стирол и т.д.) также используются при производстве пластмасс, их продолжают производить и перевозить большими объемами, однако в России их перевозят преимущественно железнодорожным транспортом и производимые объемы полностью удовлетворяют внутренним потребностям России, рассказал Кондрев.

Еще из перечня вычеркнули антидетонационные присадки к моторному топливу, но они малоопасны для окружающей среды, сказал химик.

В Минприроды России рассказали "РГ". что проект постановление сделано Правительства РФ, согласно которому необходимо переиздавать акты, вступившие в силу до 1 января 2020 года.

"Документ основывается на Международную конвенцию по предотвращения загрязнения с судов (МАРПОЛ, действует с 1973 года). За 25 лет в Конвенцию внесен ряд изменений, и нормативный акт России также приводится в соответствие. В Конвенции МАРПОЛ категории химических веществ "А", "B", "C", "D" поменялись на категории "X", "Y", "Z", "другие вещества". Сброс таких веществ запрещается, если они не проводятся в полном соответствии со специальными требованиями, в том числе экологическими. В новом проекте документа сохранён запрет сброс химических веществ, которые раньше относились к категории "А" и теперь не попадают под категории конвенции", - рассказали в министерстве.