Член ВК НПКСК предложил свою модель развития пастбищного земледелия

Хуньшаньдакэ находится в автономном районе Внутренняя Монголия на севере Китая в 180 километрах от Пекина. Долгое время он был известен как один из четырех крупнейших песчаных районов страны. Но в последние годы ситуация здесь кардинально изменилась.
Медиакорпорация Китая

Во многом благодаря усилиям Тин Баатара - бывшего секретаря партийной ячейки деревни Саруултуяа хошуна Авга аймака Шилин-Гол, лауреата медали "1 июля" - высшей награды Компартии Китая, члена ВК НПКСК. Он любит фотографировать и ему часто удается запечатлеть диких животных на пастбищах. Этими снимками Тин Баатар хочет привлечь внимание к проблемам охраны окружающей среды.

Тин Баатар, бывший секретарь партийной ячейки в деревни Саруултуяа, лауреат медали "1 июля" и член ВК НПКСК:

На нашем пастбище обитает много диких животных: косуль, зайцев, птиц. Мы не избавляемся от высокой травы, оставляем часть, чтобы у зверей было место для размножения и где они смогли бы прятаться от хищников: беркутов, орлов, лис. Оставляем им пространство для жизни - только так можно добиться гармоничного развития.

Отец Тин Баатара - Тин Мао, был генерал-майором Нового Китая. В 1974 году после окончания средней школы в возрасте 19 лет Тин Баатар отправился из Хух-Хото в деревню Саруултуяа. В переводе с монгольского ее название означает "яркое свечение". Но, несмотря на красивое название, условия жизни здесь долгое время были более чем суровыми.

Тин Баатар вспоминает, что "район был очень отсталым. Не было ни электричества, ни дорог, ни связи, ни радио. У меня было чувство, что я попал в первобытное общество. Местные всегда были очень радушными, приглашали на ужин, на чай. Но было видно, что живется им непросто. Я сначала не знал монгольского, потихоньку выучил, еще научился делать конские уздечки и седла. Освоил навыки плотника и кузнеца. Поэтому ко мне обращались, у нас со многими сложились очень близкие отношения".

В 1976 году образованная молодежь из сельских районов начала возвращаться в города. Но Тин Баатар решил связать свою жизнь с деревней. Проблем там было немало, в том числе из-за недостаточного количества пастбищ. Скоту не хватало корма, чрезмерный выпас скота приводил к опустыниванию. Найти выход из этого заколдованного круга помогло бы сокращение поголовья скота. Именно к этому и стал призывать Тин Баатар, но первое время к его советам мало кто прислушивался. Тогда он решил подать пример. Продал своих овец и огородил небольшое пастбище. Уже через год земли немного восстановились, количество корма для скота увеличилось втрое. Это убедило односельчан. Еще одним достижением Тин Баатара стала так называемая теория о количестве копыт, подразумевающая сокращение количества овец в пользу крупного рогатого скота.

"Когда коровы едят траву, они не вырывают ее с корнем, в отличие от овец, а вырвать ее просто, потому что земли у нас мягкие - песчаные, - рассказывает Тин Баатар. - К тому же если считать по стоимости, то одна корова - это примерно пять овец. Но у коровы 4 ноги, а у пяти овец - 20. Значит, они вытаптывают больше травы и наносят земле больше ущерба. Именно поэтому в нашей местности лучше выращивать коров. Что касается их количества, то тут трудно сказать. Сначала у нашей семьи было 150 голов, но это очень много, земля не успевала восстанавливаться, корма не хватало, животные заболевали, гибли. Потом мы сократили их число до 70, потом еще и еще. Сейчас у нас 40 голов и, по-моему, это идеальное количество.

Когда занимаешься пастбищным животноводством, важно, чтобы условия подходили именно для тех животных, которых разводишь. Например, аймак Алашань довольно засушливый, поэтому он подходит для разведения верблюдов. Округ Ордос идеален для коз, северные пастбища хошуна Авга - для овец, а у нас здесь хорошие условия для разведения коров. Если учитывать это и сохранять правильное соотношение между количеством животных и площадью пастбищ, можно добиться устойчивого развития".

В 1975 году среднедушевой доход в деревне Тина Баатара составлял 40 юаней в год. После 1983-го, когда были проведены реформы, и земля была передана в аренду фермерам, он вырос до 700 юаней. В 2002 году люди здесь начали сокращать поголовье и концентрироваться на выращивании коров, тогда пастбища начали восстанавливаться и уже к 2016 году среднедушевой доход вырос до 30 тысяч.

Фото: Медиакорпорация Китая

Конечно, это лишь одна из мер для поддержания пастбищ. В деревне высадили засухоустойчивые растения, в том числе золотистые ивы и облепиху, чтобы минимизировать воздействие ветра и предотвратить затвердевание песка. Постепенно все это помогло улучшить условия жизни.

Хурэлбаатар, фермер, вспоминает: "Несколько лет назад моя семья переехала в новый дом. Его построили в 2020-м. Площадь - около 185 квадратных метров. Тин Баатар всегда говорил о необходимости защиты пастбищ, и это действительно важно. Чрезмерный выпас губителен для них. Несмотря на то, что скота стало меньше, наши доходы выросли".

Хурэлбаатар рассказал, что в лучшие годы чистый доход его семьи достигает 200 тысяч юаней в год. А Тин Баатар, уже вышедший на пенсию, продолжает помогать сельчанам. Сейчас он читает лекции на тему защиты экологии и зеленого развития. Послушать их приезжают не только из других районов страны, но даже из-за рубежа.

Тин Баатар рассказал, что "приезжают из Синьцзяна, Сицзана, Цинхая, из других районов страны, а еще были делегации из России, Монголии, Замбии, Новой Зеландии и Австралии. Нам интересен иностранный опыт, а им - наш".

Тин Баатар прожил в деревне полвека. Он очень хорошо знает особенности сельской местности, жизни скотоводов. И он всегда делает все, чтобы добиться устойчивого развития скотоводческих районов. По словам Тина Баатара, для этого им нужны новые технологии, нужны зеленые пастбища, нужно, чтобы скотоводы становились богаче. И еще важно, чтобы молодежь разбиралась в скотоводстве и в экономическом развитии скотоводческих районов, только тогда у жителей будут и зеленые пастбища, и они добьются процветания.