Как инновационные финансовые сервисы помогают развивать розничную торговлю

Технологию обработки наличной выручки с помощью онлайн-инкассации начали внедрять в Воронеже. Первыми ее удобство оценили владельцы розничных магазинов. Банкноты вносятся в автоматизированные депозитные машины (АДМ), и соответствующая сумма в течение часа зачисляется на счет компании. А значит, деньги можно сразу использовать на текущие нужды бизнеса, не дожидаясь приезда инкассаторов.
Цифровая технология дает значительное сокращение времени, необходимого для зачисления выручки.
Цифровая технология дает значительное сокращение времени, необходимого для зачисления выручки. / Пресс-служба Газпромбанка

Сервис обеспечивает удобный и безопасный способ быстрого оборота капитала, оптимизации управления финансовыми потоками. Как пояснили в Газпромбанке, классическая инкассация жестко привязана к заезду спецбригады на торговую точку, а цифровая технология позволяет кассиру вносить деньги в АДМ в любое удобное для него время в течение дня. Получив уведомление о заполнении депозитной машины, инкассаторы планируют визит на нужную торговую точку. Как правило, частота поездок благодаря этому сокращается в несколько раз.

Важный момент: после проведения онлайн-инкассации средства забирают уже без участия персонала торговой точки. То есть с сотрудников магазинов снимаются непрофильные функции по обработке наличной выручки и заполнению сопроводительных документов. А значит, они могут больше внимания уделять своей главной задаче - обслуживанию покупателей. Для работодателя дополнительное преимущество заключается в том, что при онлайн-инкассации уменьшается риск хищения денежных средств.

В числе клиентов, которые уже перешли на более современную технологию, - магазин сети гипермаркетов товаров для дома Аskona Home, открывшийся в Воронеже в конце 2024 года. Он оформлен в виде жилого пространства - с кухней, спальней, детской и гостиной, которые обставлены мебелью и всеми необходимыми аксессуарами. Посетители могут подобрать комплекты товаров для дома из стандартного ассортимента (матрасы, подушки, текстиль, посуда), а при желании приобрести и сами гарнитуры. Также есть возможность обратиться к дизайнерам за индивидуальным проектом интерьера, чтобы понимать, какие вещи лучше всего впишутся в пространство конкретной квартиры или дома.

- Заботясь о повышении уровня клиентского сервиса и оптимизации внутренних бизнес-процессов, мы внимательно следим за технологическими инновациями на рынке финансовых услуг. В 2021 году мы вместе с Газпромбанком запустили пилотный проект по внедрению АДМ "Монирон" на наших торговых точках. Выбрали несколько магазинов с самой высокой долей наличной выручки. После успешного тестирования оперативно приняли решение о масштабировании технологии на другие торговые точки. Сегодня почти все наши объекты, в том числе четыре магазина нового формата в разных городах, успешно используют онлайн-инкассацию. Ведем переговоры о внедрении онлайн-инкассации на тех точках, где АДМ "Монирон" еще не установлены, - рассказала директор направления экономики и финансов розничного бизнеса Askona Елена Клочкова.

Сервис обеспечивает удобный и безопасный способ быстрого оборота капитала

Стоит отметить, что тарифы на классическую инкассацию за последние два года существенно выросли. И даже те компании, которые ранее обслуживались в банках по старым ценам, в 2025-м столкнулись с их повышением. Поэтому инкассацию в ее традиционной форме все чаще сочетают с онлайн-сервисом.

Цифровая технология дает, во-первых, значительное сокращение времени, необходимого для зачисления выручки на счет компании. При классической инкассации приходится ждать до трех дней. Во-вторых, обеспечивается прозрачность финансовых потоков - бизнес может легко отследить каждую операцию с денежными средствами на любой своей торговой точке. В-третьих, наличие депозитной машины в магазине снижает вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором, и похищения наличной выручки.

Для розничной торговли все большее значение приобретают и другие онлайн-сервисы, ставшие привычными для россиян в быту. К примеру, Система быстрых платежей Банка России дает людям возможность не только моментально переводить средства друг другу, но и оплачивать покупки по QR-коду. Это интуитивно понятно и удобно. Та же Askona использует сервис СБП уже пятый год и продолжает активно работать над увеличением доли приема оплат от покупателей с помощью именно этого инструмента.

- В 2024 году мы внедрили СБП в онлайн-продажи. Ключевую роль в реализации этого проекта сыграл Газпромбанк: поддержка его ИT-команды позволила нам внедрить технологию быстро и бесшовно. На сегодняшний день доля использования Системы быстрых платежей при покупках онлайн в наших магазинах превышает 50 процентов, - добавила Клочкова. - Компания готова развивать взаимовыгодную коллаборацию с банком, чтобы улучшить и оптимизировать свой бизнес.

Безусловно, прежде чем внедрить любое новое решение, нужно провести экономический анализ целесообразности его использования. Пока онлайн-инкассация неизменно показывает высокую эффективность. Массовое применение современных финансовых технологий открывает новую эпоху в ретейле, выводя клиентский сервис на более высокий уровень безопасности, скорости и удобства.