"Это событие знаменует новый этап в развитии отрасли, направленный на повышение качества, безопасности и комфорта для людей, посещающих производства в качестве гостей. Промышленный туризм в России активно набирает популярность, предлагая людям уникальный опыт знакомства с технологическими процессами и историей предприятий, участие в мастер-классах. Сертификация по ГОСТу гарантирует, что объекты соответствуют строгим требованиям к инфраструктуре, подготовке персонала и организации экскурсий", - пояснили в Роскачестве.
Центр развития туризма Смоленской области получил сертификат на экскурсию по полиграфическому комбинату. Это предприятие - филиал АО "Издательство "Высшая школа" - входит в число лидеров по объему печати в стране и сотрудничает с полусотней крупнейших издательств. Здесь ежегодно выпускают более 40 миллионов экземпляров книг, учебников, журналов, газет, брошюр, тетрадей, календарей и другой продукции. "Смоленский полиграфический комбинат" был открыт в 1976 году и изначально специализировался на выпуске школьных учебников и методических пособий. Сегодня он выпускает больше половины учебно-методической литературы и около восьми процентов всей книгопечатной продукции в России, отмечают в региональном центре развития туризма.
Посетителей комбината сопровождает опытный гид, рассказывая о полном цикле создания книг - от разработки дизайна до упаковки. В цехах можно увидеть современное немецкое и японское оборудование.
- Экономика нашей области преимущественно индустриальная, здесь много интересных предприятий, которым есть что показать. Поэтому мы не могли обойти стороной направление промышленного туризма. Планируем расширить линейку таких продуктов. Кроме того, посещение производств - отличный инструмент профориентации школьников, - отметил губернатор Василий Анохин.
На Белгородчине сертификацию прошли экскурсия от АО "Оскольский электрометаллургический комбинат имени А. Угарова" (ОМЭК) и от регионального туристского центра, который предлагает посетить предприятие "Славный сыровар" и молочную ферму "Ромашка".
ОЭМК предлагает несколько экскурсионных маршрутов. Здесь находится крупнейший в Европе сталеплавильный цех, а дуговая печь разгоняет температуру плавки до 1700 градусов по Цельсию. Организаторы экскурсий говорят, что даже вулканическая лава и та холоднее.
Маршруты разработаны с учетом возраста и интересов гостей. Самым маленьким показывают сам металл и проводят адаптированную для них экскурсию. Подростки старше 14 лет уже могут посмотреть, как работают металлурги. Маршрут для взрослых "ПриСТАЛЬный взгляд на производство" - взгляд изнутри на труд металлургов. Да еще и эмоции можно запечатлеть: сделать селфи на фоне огромных машин, в форменной одежде и защитных касках… Предусмотрен и обед по настоящему меню металлурга в столовой, где проводят перерыв сами сотрудники комбината.
Теперь, когда ОЭМК получил сертификат в сфере промышленного туризма, в компании "Металлоинвест", в структуру которой он входит, аналогичную сертификацию в сфере промышленного туризма проходят Лебединский и Михайловский горно-обогатительные комбинаты, расположенные в Белгородской и Курской областях соответственно.
- Мы хотим, чтобы как можно больше людей познакомились с современным горно-металлургическим производством и воочию убедились, что металлургия - перспективная и увлекательная сфера деятельности, - отметила заместитель генерального директора по устойчивому развитию и корпоративным коммуникациям "Металлоинвеста" Юлия Мазанова.
Схожие цели преследуют и в региональном Центре развития туризма и гостеприимства. Молочная ферма "Ромашка" и ресторан "Славный сыровар" входят в один экскурсионный маршрут. Его часто выбирают семьи с детьми. Минут 40 на авто от Белгорода - и посреди широких полей и лугов начинается путешествие в мир молочного производства. Сама ферма - современное животноводческое предприятие. Здесь показывают и процесс доения коров на огромной карусели, и своеобразный быт животных. Например, подходы к яркой щетке-чесалке. Она вращается, делая корове массаж. Дети за процессом наблюдают с особенным восторгом.
Сыроварня - место атмосферное: панорамные окна, стильный интерьер и сыры, которые производятся из молока тех самых коров, с которыми туристы познакомились на "Ромашке". Вот здесь можно и пообедать, и приобрести молочную продукцию.
Единственное, на что сетуют туристы, - невозможность посещения самого цеха сыроварения. Этот процесс интересен в подробностях, но в самое сердце сыроварни попадают только профессионалы.
- В прошлом году Белгородская область официально получила статус региона промышленного туризма, что открывает новые горизонты для привлечения гостей и развития местной экономики. Мы активно сотрудничаем с такими предприятиями, как "Металлоинвест", "Северсталь", "Зеленая долина", "Славный сыровар" и многими другими. Для деловых туристов открыли Центр компетенций, где предприятия обучаются основам организации промышленных экскурсий. Эти инициативы не только способствуют профориентации молодежи, но и формируют чувство гордости за достижения своего региона и страны, повышают интерес к промышленности и инновациям, - отметил директор Белгородского центра туризма Евгений Ершов.
Ирина Чемерчева, директор департамента проектов в сфере гостеприимства Роскачества:
- Промышленный туризм - это не только демонстрация достижений предприятий, но и важный шаг к популяризации промышленности. Сертификация по ГОСТу обеспечивает высокий уровень безопасности и комфорта. А значит, делает этот вид туризма привлекательным как для корпоративных групп, так и для индивидуальных путешественников. Мы рады, что первые объекты уже подтвердили соответствие стандартам и готовы предложить гостям уникальный опыт.
ГОСТ на промышленный туризм был введен в России в 2017 году. Он идентичен международному стандарту ISO 13810:2015 "Tourism services - Industrial tourism - Service provision". В документе установлены общие требования к качеству услуг, независимо от их поставщика и технических характеристик. В качестве объектов промтуризма рассматриваются как действующие производства, так и объекты индустриального наследия - в том числе на заброшенных территориях, для которых привлечение гостей может стать способом возрождения.
Посещение предприятия, согласно стандарту, должно быть главной частью предоставляемых услуг. Мастер-классы, дегустации и прочие мероприятия могут быть лишь дополнительными опциями. Если непосредственно прикоснуться к производственному процессу невозможно (например, в силу его опасности или конфигурации помещений), туристам должны предложить визуальные или устные презентации, модели или наглядные опыты.
На площадке должны быть приняты меры к обеспечению личной защиты посетителей. Могут понадобиться маркировка запрещенных зон, знаки навигации и указатели, выдача масок, шлемов, специальной одежды или обуви, опознавательных беджей или жилетов. Отдельно проработаны нормы по содержанию экскурсии и даже по организации торговли на предприятии. Например, товар должен соответствовать тематике объекта, а если покупатель попросит, ему должны предоставить и подарочную упаковку.
В стандарте прописаны требования к бронированию: например, ответить на запрос о посещении объекта нужно в течение двух суток, в случае подтверждения в письме нужно указать конкретную дату и время визита, цену и условия оплаты, контакты сопровождающего и другую базовую информацию. По ГОСТу организатор промышленных экскурсий должен быстро отвечать на телефонные звонки (желательно не позднее четырех гудков), а во время ожидания соединения включать клиентам музыку или голосовые сообщения. "Если объект закрыт, автоответчик должен срабатывать после пяти гудков. О времени работы должно быть сообщено в виде телефонного сообщения, в котором может быть дана ссылка на веб-сайт (если это применимо)", - указано в документе.