Название выставке дала строчка из песни, которую Пьеха впервые исполнила в 1979 году. Как известно, по происхождению она была полькой, но родилась во Франции. И этот французский шик, как и милый иностранный акцент, принесла на советскую сцену, а затем показала миру, ведь Эдита Пьеха - лауреат многих музыкальных конкурсов.
Одним из первых одевать певицу стал Вячеслав Зайцев. В коллекции Эрмитажа теперь восемь ансамблей, которые он создавал для Эдиты Пьехи в разные годы. Для нее работали также два других известных московских модельера - Александр Шешунов и Владимир Середин. А в Ленинграде абсолютным эталоном стиля был Ленинградский дом моделей одежды, который располагался в знаменитом Доме Мертенса на Невском, 21. В нем по сути было создано небольшое экспериментальное производство, где разрабатывали будущие модные тенденции для советских женщин. Ведущий художник-модельер Ленинградского дома моделей Нонна Меликова, которая представляла советскую моду даже в США, в 1980-е годы создала для Пьехи пять ансамблей.
Необычный для Эдиты Станиславовны наряд - брючный ансамбль - был создан для нее в 1990-е - первые годы существования модного дома Tatiana Parfionova. А уже в начале XXI века модельер увидела ее совсем другой - в платье из шелка в бирюзово-голубых, любимых артисткой тонах.
Ирина Танцурина, основатель собственного модного дома, тоже одевала певицу и вспоминает, что та с особенной нежностью относилась к белым нарядам: "В белом ощущаю себя невестой" - ведь "настоящей" свадьбы со всеми традиционными атрибутами у нее не случилось. Теперь в коллекции Эрмитажа будут храниться три концертных платья Пьехи работы Танцуриной из шелковых тканей в светлой цветовой гамме.
Стиль Пьехи формировался с годами - на первых сохранившихся телевизионных записях наряды довольно короткие, но неизменно не слишком открытые. Часто темные: на выставке, например, есть темно-синее платье, в котором певица появилась с песней, давшей название эрмитажной экспозиции. Еще черное, украшенное оборками и цветной вышивкой - блестящими новогодними шарами. В нем Пьеха появилась на телеэкранах в новогодней программе "Песня-88" с энергичным и искренним "Семейным альбомом". Постепенно наряды, близкие к повседневной моде, сменяют длинные, многослойные, пастельных тонов, с роскошным декором - кружево, вышивка, перья, сложные оборки. И все это не просто так - по воспоминаниям мастеров, которые с ней работали, Эдита Пьеха говорила: "Одеваем не меня, одеваем песню". Например, новый наряд в голубых тонах для исполнения песни "Венок Дуная", которая впервые прозвучала на "Голубом огоньке" в 1963 году, создавали почти полгода, чтобы все было идеально. Практически неизменный фирменный знак - крупный цветок на левом плече.
Казалось бы, 26 экспонатов - не слишком масштабная выставка. Но рассматривать их можно едва ли не бесконечно - оценивая детали, сдерживая желание прикоснуться к прохладному шелку. И важно отметить, что экспозиция рассказывает не только о творческом пути певицы, но и об истории отечественной моды. Напомним, что в Эрмитаже создана Галерея костюма, в которой представлены наряды от XVIII века до 1910-х годов. А ранее в "Старой Деревне" прошла выставка памяти модельеров Вячеслава Зайцева и Валентина Юдашкина, работы которых хранятся в музее.
- Выставка костюмов советских и российских модельеров, подаренных нам Эдитой Пьехой, - это интересный период, который надо правильно понять и правильно освещать, - подчеркнул директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, - и этим занимается наш отдел костюма в "Старой Деревне".
Выставка "А жизнь продолжается…" продлится до 20 апреля.