Участники обратили внимание на необходимость более точного определения рамок креативных индустрий с учётом специфики аудиовизуального сектора и цифровых сервисов, а также подняли вопросы кадрового обеспечения и координации с государственными структурами. В центре внимания оказались вопросы соотношения технологических и содержательных аспектов индустрий, а также необходимость определить более точные параметры взаимодействия между участниками рынка и государственными структурами.
"Развитие креативной экономики в России всё чаще обсуждается как необходимый элемент будущего экономического роста, особенно на фоне стремительно меняющихся цифровых практик и моделей потребления. Но говорить о креативных индустриях как о целостной системе пока преждевременно. Сейчас в стране лишь формируется понимание того, какие именно механизмы способны удержать и развивать интеллектуально и творчески насыщенные форматы бизнеса. По сути речь идёт о попытке институционализировать процессы, которые до недавнего времени развивались стихийно - в среде стартапов, локальных продакшнов, цифровых медиа и независимых творческих сообществ, в том числе киностудий, телеобъединений и создателей видеоконтента", - рассказал "Российской газете" депутат Госдумы, член Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин (фракция "Единая Россия"), соавтор Федерального закон от 8 августа 2024 года №330-ФЗ "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации".
Однако, как подчеркнул парламентарий, без чёткой архитектуры регулирования и прозрачных условий включения в поле государственной поддержки эти процессы рискуют остаться разрозненными, а значит - уязвимыми к внешним колебаниям и внутренней стагнации. "Вот как раз вступивший в силу в этом году закон о креативных индустриях зафиксировал направления деятельности, отнесённые к этой сфере, в том числе журналистику, медиа, онлайн-платформы, а также кино и телевидение, а, значит, и их развитие теперь подпадает под официальную господдержку. Но для самих участников индустрии пока не вполне ясно, какие именно критерии будут использоваться при признании их субъектами креативных индустрий, и как будет работать механизм доступа к мерам поддержки. Особенно эта проблема актуальна на региональном уровне. Заявления о необходимости создания единого оператора отраслевой поддержки абсолютно логичны: разрозненность подходов и многоканальность координации уже приводят к дублированию функций и бюрократической нагрузке. Однако в новых условиях встаёт вопрос: будет ли этот оператор просто распределителем бюджетных средств, или же его полномочия включат аналитическую и навигационную функцию - то есть сопровождение проектов, формирование обратной связи от отрасли, адаптацию нормативной базы под изменения среды. В случае креативной экономики это особенно важно, поскольку контент, в том числе медиапродукты, развивается быстрее, чем формируются регуляторные ответы", - отметил Говырин.
Отдельного внимания заслуживает тема цифровых платформ. При том что именно онлайн-среда стала основной площадкой для реализации креативных продуктов, нужны единые принципы взаимодействия между платформами, авторами и регуляторами. Нам очень важно, чтобы не было правового вакуума, в котором формально действуют нормы о защите интеллектуальной собственности, но на практике у авторов и продюсеров зачастую нет инструментов влияния на условия распространения их контента. Нужно проработать и выстроить систему так, чтобы не было факторов, которые могут тормозить развитие отрасли в целом, считает депутат.
Также остаются открытыми вопросы подготовки специалистов. Речь идёт не только о творческих профессиях, но и о людях, способных на стыке технологий, медиа и права выстраивать новые модели производства и распространения контента. "Потребность в таких кадрах носит системный характер и требует участия вузов, органов власти и самих индустриальных объединений. Закон предусматривает образовательную поддержку, но она не может быть реализована без запроса снизу - со стороны индустрии. Следовательно, одна из основных задач ближайших месяцев - зафиксировать в дорожной карте не только направления, но и реальные инструменты, через которые можно будет реализовать потенциал тех, кто работает в сфере цифрового творчества, в том числе в кино и телевидении. Таким образом, если государство планирует к 2036 году достичь ощутимых результатов, недостаточно просто структурировать отраслевые блоки и сформулировать цели. Необходима система, в которой каждый участник индустрии - от регионального медиахаба до студии коротких форматов - будет понимать, где его место, по каким правилам он может получить поддержку и каким будет его вклад в общую архитектуру креативной экономики страны", - констатировал депутат.