"Всероссийская олимпиада школьников - одно из важнейших интеллектуальных соревнований страны, и мы рады, что москвичи традиционно показывают на нем выдающиеся результаты. В этом году в финале участвует рекордное количество столичных учеников - более трех тысяч. Уже по первым семи предметам наши школьники завоевали 81 диплом победителей и 372 - призеров. Это на 83 награды больше прошлогоднего результата по этим дисциплинам. Особого внимания заслуживают 110 дипломов по информатике - почти половина от всех наград в этой категории, что подтверждает высокий уровень подготовки по одному из самых востребованных направлений. Уверена, что столичная сборная покажет отличные результаты и на предстоящих соревнованиях по остальным 17 предметам. Победы открывают двери в лучшие вузы страны, а многие из призеров уже в этом году как раз будут поступать в университеты", - рассказала заммэра.
Финальные этапы олимпиады по первым семи предметам прошли в шести городах России - Казани, Москве, Долгопрудном, Екатеринбурге, Новом Уренгое, Уфе - и на федеральной территории "Сириус". Именно здесь провели финал по информатике. За два тура участники должны были решить восемь задач по программированию. В прошлом году победителями олимпиады по этому предмету стали 20 москвичей, а призерами - 79 школьников. В этот раз столичная сборная завоевала на 11 наград больше.
В Новом Уренгое на олимпиаде по химии школьники демонстрировали знания в теории и практике, выполняя лабораторные работы. Так, десятиклассники определяли содержание воды в соли хрома, а одиннадцатиклассники выявляли неизвестные органические вещества методом тонкослойной хроматографии. По химии московская сборная улучшила прошлогодний результат на 19 дипломов. В прошлом году победителями олимпиады по этой дисциплине стали девять москвичей, а призерами - 53 школьника.
А в рамках заключительного этапа по астрономии, который прошел в Московской области, участники определяли местоположение объектов по звездам, решали задачи, связанные с движением космических тел, и анализировали шумы и точность измерений.
Впечатляющие знания столичные ученики продемонстрировали и по гуманитарным дисциплинам. На олимпиаде по обществознанию в Екатеринбурге участники решали логические, правовые и экономические задачи, а также анализировали произведение философа Бернарда де Мандевиля "Басня о пчелах". А в рамках творческих заданий по искусству (МХК) в Казани школьники создавали путеводители по городам воинской славы и разрабатывали концепцию оформления тематического транспорта. Многие работы были посвящены 80-летию победы в Великой Отечественной войне.
Языковые олимпиады по испанскому и немецкому потребовали от участников не только отличного владения языком, но и глубоких страноведческих знаний. В Москве обсуждались особенности андалузского акцента, а в Уфе - вопросы сохранения исторической памяти.
Напомним, дипломы олимпиады дают право на поступление без экзаменов в любой российский вуз или 100 баллов по профильному ЕГЭ. Ученики, которые успешно выступили на заключительных этапах олимпиад по естественно-научным и точным предметам, смогут стать кандидатами на попадание в состав сборных, представляющих Россию на международных интеллектуальных соревнованиях.
Всероссийская олимпиада продолжается до 30 апреля, соревнования проходят в 14 регионах страны и на федеральной территории "Сириус". Всего в этом году в финал приглашены более девяти тысяч школьников со всех уголков России. Соревнования проводятся по 24 предметам, шесть из которых состоятся в Москве (право, экономика, английский, испанский, итальянский и китайский языки).
За подготовку сборной Москвы отвечает Центр педагогического мастерства департамента образования и науки. Занятия длятся в течение учебного года. Накануне финального этапа по каждому из предметов школьники проходят интенсивные сборы: решают задания прошлых лет, слушают лекции, участвуют в практических семинарах.
Мария Деньщикова, школа № 1557, 9 класс, победитель ВОШ по искусству:
"Это моя первая Всероссийская олимпиада и первый финал, поэтому для меня все было новым. Я безумно рада, что смогла попасть сюда, ведь искусство - это то, чем я хочу заниматься всю жизнь. С детства я интересуюсь этой сферой, много занимаюсь творчеством, поэтому участие в олимпиаде стало для меня естественным шагом.
Пока я еще не определилась с будущей профессией и выбором вуза, но именно искусство остается моим главным увлечением".
Яна Голубкова, школа № 1252 имени М. Сервантеса, 11 класс, абсолютный победитель ВОШ по испанскому языку:
"Моя любовь к испанскому языку началась в пятом классе, когда я впервые поехала в Испанию. Эта поездка просто перевернула мое представление о культуре, народе и истории этой страны. Я влюбилась в язык и стала углублять свои знания - читала литературу на испанском, что помогло мне улучшить знания по грамматике и лексике, развить устную речь. Я также обожаю испанский и в целом латиноамериканский кинематограф. Они кажутся мне невероятно интересными, а актеры - настоящими талантами.
В олимпиадном пути мне очень помогла моя школьная учительница Марина Григорьевна. Она не только делилась своими знаниями, но и морально поддерживала меня, буквально привела к победе.
В будущем, хотя я и планирую свою карьеру в экономике, знание испанского языка точно будет полезно. Этот язык сейчас очень востребован, и моя любовь к испанской культуре никуда не уходит".
Иван Матулайтис, школа № 179, 11 класс, призер ВОШ по астрономии:
"Это моя вторая олимпиада. На первую я пошел благодаря астрономическому кружку в школе: преподавательница привела меня в астрономию. Я стал готовиться в начале 10 класса, прошел на заключительный этап, но диплом не получил. В этот раз все закончилось более удачно.
При подготовке я решал задачи предыдущих сезонов и других астрономических олимпиад, читал научную литературу и проверял свои знания по астрономическому силлабусу (каталогу - прим. "РГ"). Так можно увидеть, какие темы ты знаешь хорошо, а какие нужно подтянуть.
Больше всего в этом году мне запомнился практический тур. Я шел на него немного ошарашенный после теоретической части и, получив задания, думал, что ничего не решу. Но в итоге все сделал за час до сдачи. Так что он вышел, пожалуй, самым тяжелым морально и физически, но самым успешным по баллам.
Начинающим олимпиадникам я бы посоветовал верить в свои силы, но не чересчур - поначалу, вероятно, придется сильно обжечься. Но ни в коем случае нельзя сдаваться. Нужно много работать, потратить свое время и, может, чем-то пожертвовать. Но результат себя точно окупит".
Георгий Антонов, Лицей Финансового университета, 11 класс, победитель ВОШ по обществознанию:
"Это мое восьмое по счету награждение на Всероссийской олимпиаде, но особенно на обществознании не перестаю удивляться, насколько оно эмоциональное. Каждый раз вы кричите всем залом, когда выходит кто-то из друзей. Я очень рад за тех, кто взял наконец-то этот заслуженный диплом".
София Фишер, школа № 97, 11 класс, призер ВОШ по немецкому языку:
"Я стремилась к победе, но, учитывая, что это мой первый год, все равно довольна своим выступлением. В олимпиадную сферу меня привели друзья, которые часто участвовали в соревнованиях. Они посоветовали мне тоже попробовать свои силы. И я в восторге! Это оказалось чем-то новым, невероятно интересным, и хотя потребовало много усилий, оно того стоило. Я безумно рада новым знакомствам и полученным эмоциям.
Сейчас я активно готовлюсь к поступлению в медицинский университет, потому что меня очень привлекает эта сфера и возможность помогать людям. Эта область кажется мне невероятно интересной и многогранной. Но я планирую и дальше изучать немецкий язык".
Федор Кузнецов, школ № 1329, 11 класс, абсолютный победитель ВОШ по химии:
"На Всероссийской олимпиаде по химии я уже в третий раз: был призером, победителем, а в этот раз стал уже абсолютом. Химией начал заниматься, когда из нескольких профильных классов выбрал химико-физический. Предметом я на тот момент уже заметно интересовался: в раннем школьном возрасте мне очень нравилось читать советские учебники по биологии, и встречающиеся там отрывки химии впечатляли меня сильнее всего. До сих пор мечтаю посмотреть, как выглядит куриная кость, выдержанная в уксусе, руки пока не дошли.
Безусловно, заключительный этап запомнился моим личным результатом, так высоко в своей олимпиадной карьере я еще не забирался. Само соревнование дало мне друзей, хобби, образ жизни и путь, которым я смогу идти к новым вершинам.
Мои школьные учителя сделали для меня самое главное: помогли увидеть в химии всю ее бездонную красоту, привили любовь к учебе и дали самую плодородную почву для ростков интереса к химии в целом и олимпиадной химии в частности. Сборная Москвы была со мной на каждом моем всероссе. На каждом туре я чувствовал себя членом пестрой семьи, в которой ты всегда можешь рассчитывать на помощь, поддержку и ценный совет".