События специальной военной операции посадили за один стол представителей разных религий и национальностей. За этим столом не было теологических споров, взаимных анафем и претензий на монополизированную истину. Православные, протестанты, мусульмане, буддисты, иудеи и другие конфессии России оказались едины в своем намерении поддерживать наших бойцов на поле боя.
Круглый стол прошел в Центре религии и права ВШЭ в Москве. Темой обсуждения стала "Связь времен. Священная война - Специальная военная операция. Вклад религиозных объединений в достижение Победы".
Представители общественных, религиозных и государственных организаций обсудили вопросы общей истории, сегодняшнего и будущего дня, а также обменялись опытом по оказанию поддержки верующим военнослужащим в воюющих подразделениях.
С установочным докладом выступил Игумен Серапион (Август Митько) - доктор теологии, доктор богословия, кандидат философских наук, профессор, заместитель директора Высшей школы юриспруденции и администрирования, научный руководитель Центра религии и права Факультета права НИУ ВШЭ. Он обозначил современные вызовы, с которыми сегодня сталкиваются представители российского поликонфессионального священства. "На стороне противника также есть и православные, и мусульмане, и иудеи, и многие другие", - отметил Игумен Серапион. По словам священника, конфликт вносит раздор между многими единоверцами по разные стороны баррикад, но в отличие от противника "мы не ожесточаем свои сердца, не благословляем на ненависть, на истребление врага, а украинское "священство" это делает".
В адрес Русской православной церкви с той стороны звучат обвинения в нехристианской позиции, якобы настоящие христиане должны осудить войну, однако так называемая ПЦУ (православная церковь Украины) не предпринимает попыток призвать киевские власти к миру, а благословляет националистические подразделения украинских боевиков. "Двойные стандарты являются основным инструментом наших духовных противников", - подчеркнул Игумен Серапион. Также он отметил, что раскол, учиненный среди верующих людей на Украине, необходимо будет преодолеть совместными усилиями всех конфессий после окончания спецоперации.
"Кроме победы на поле брани есть еще духовные победы и духовные поражения, после победы нашего оружия нужно будет совершить духовный подвиг и духовную победу", - сказал он.
В организации сбора и отправки помощи для российских военнослужащих нет религиозных разделений: совместно работают православные и старообрядцы, мусульмане и иудеи, протестанты и буддисты. Как отметил руководитель Департамента Федерации еврейских общин России по взаимодействию с силовыми ведомствами раввин Аарон Гуревич, на войне "мы молимся не о физическом уничтожении врага, а о его исправлении". В таком случае, считает раввин, поддержка воинов - это святая обязанность любого духовного лица.
По словам завкафедрой сравнительной политологии РУДН и главного научного сотрудниа Института социологии ФНИСЦ РАН Марии Мчедловой, более 2 тысяч священнослужителей Русской православной церкви сопровождают войска в зоне специальной военной операции.
"На данный момент 27 боевых подразделений носят имена православных святых", - отметила Мария Мчедлова.
Модерировали дискуссию доктор делового администрирования, ординарный профессор, директор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ Дмитрий Кузнецов и директор Центра религии и права Факультета права НИУ ВШЭ Светлана Нуждина.
Дмитрий Кузнецов отметил, что сегодня необходимо опираться на традиционные ценности и прогнозировать будущее, которое продолжит укреплять государственный суверенитет нашей страны.
Светлана Нуждина подчеркнула: "Обращение к истории может дать нам пищу для размышлений. Представители религиозных объединений как наследники прошлых общин, которые в непростое время для страны поддерживали российский народ и ковали Победу, могут помочь осмыслить бесценный опыт из исторического архива".