Законопроект о платформенной занятости внесут в Госдуму в ближайшее время

До конца весенней сессии Минэкономразвития планирует внести в Госдуму законопроект о платформенной экономике. Документ вводит правовые основы взаимодействия цифровых платформ с исполнителями, включая прозрачность вакансий, цифровую систему досудебного обжалования споров, проверку работодателей и социальные гарантии для самозанятых. "Кроме того, определяются критерии признания отношений между оператором, заказчиком и партнером-исполнителем гражданско-правовыми, а также механизмы повышения социальной защищенности партнеров-исполнителей (физлиц), права и обязанности в их отношениях с операторами платформ для защиты интересов партнеров-исполнителей и пользователей-заказчиков", - отметили в ведомстве. Уже учтено более 200 предложений при доработке.
Михаил Метцель/ТАСС

Одними из самых многочисленных участников платформенной экономики являются курьеры, которым платформы сулят золотые горы. Однако реальность часто отличается от заманчивых вакансий. Так, по данным "Суперджоб", зарплаты курьеров на 19% превышают зарплаты специалистов с высшим образованием: в Москве им предлагают до 130 тыс. рублей против 105 тыс. у офисных работников. Однако эксперты предупреждают: за этими цифрами скрываются системные проблемы.

Руководитель операштаба профсоюза "Новый труд" Алексей Неживой отмечает, что заявленные суммы часто соответствуют экстремальной нагрузке - работе без выходных и отдыха. Реальный доход оказывается ниже из-за сокращенного числа рабочих дней и физических ограничений. Например, при зарплате в 130 тыс. за 30 дней, фактически доступны лишь 20-22 рабочих дня, что снижает сумму до 90-100 тыс.

Член Общественного совета при Минтруде, руководитель комитета по труду и трудовым отношениям Торгово-промышленной палаты Московской области Сергей Песков обращает внимание на то, что у курьеров практически нет никаких социальных гарантий. Работодатели обещают официальное трудоустройство, а на деле нужно становиться самозанятым. "Курьеры лишены больничных, отпусков и пенсионных отчислений, а если курьер на машине, то никто не оплачивает бензин, амортизацию, штрафы ГИБДД", - говорит он. В результате доход сокращается вдвое - до 50-60 тыс. рублей с заявленных 130 тысяч. Кроме того, работа в любую погоду провоцирует хронические заболевания, а нестабильность занятости затрудняет получение кредитов.

Возмущает эксперта и то, что платформы, публикующие вакансии для курьеров, явно не проверяют работодателей, а те вводят соискателей в заблуждение. Сергей Песков считает, что нужно законодательное регулирование, которое обяжет сайты объявлений публиковать только реальные вакансии с "чистыми" зарплатами. А если выявляются нарушения, то такие сайты нужно штрафовать. В сервисе "Суперджоб" заверили "РГ", что все вакансии перед публикацией проверяются самым тщательным образом.

Неживой предлагает перевести курьеров на трудовые договоры. Он уверен, что рост спроса на курьеров и таксистов временный и "не отражает долгосрочных тенденций". К пику привела платформизация этих услуг, и спрос на курьеров может упасть сам собой. "Уже разрабатываются автоматические системы доставки, и многие компании планируют заменять курьеров роботами уже в следующем году. Вопрос лишь в стоимости таких технологий, но при массовом внедрении они окупятся", - подчеркивает Неживой. "Стремительный рост спроса на курьеров постепенно подходит к концу. Причины вполне очевидные - это заполнение имеющихся вакансий и сокращение потребительского спроса. Россияне становятся более экономными и значит переплачивать за доставку тоже будут меньше", - добавляет профессор Финансового университета при Правительстве РФ Александр Сафонов.

Однако руководитель лаборатории МШУ "Сколково" Владимир Коровкин считает, что переход на трудовые договоры сократит доходы курьеров на 40% из-за налогов. Вместо этого он предлагает создание профсоюзов для переговоров с платформами.

Не стоит забывать и про плюсы платформенной занятости: для студентов, пенсионеров или людей с ограничениями это часто единственный способ заработка. "Цифровые платформы позволяют им выйти на рынок труда и получать доход, который подходит под их возможности и образ жизни", - отмечает профессор, директор Института экономики, управления и права Руслан Абрамов.

Доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ "Управление человеческими ресурсами" Людмила Иванова-Швец предостерегает от избыточной регуляции, которая лишит работников возможности совмещать доход с уходом за семьей. По ее словам, такую модель трудовых отношений не стоит ломать и переводить в жесткие рамки, так как зачастую это способ выйти из сложной жизненной ситуации, например, когда нет возможности устроиться на постоянную работу из-за маленьких детей или необходимости ухаживать за больными родственниками.

Законопроект Минэкономразвития пытается уравнять права платформенных работников, но баланс между социальными гарантиями и гибкостью занятости остается спорным. Пока рынок движется к автоматизации, ключевой вопрос - защитить тех, чьи доходы сегодня зависят от нестабильной и истощающей работы.