В Когалыме на площадке филиала Пермского политеха - Образовательного центра Когалыма - команды всех передовых школ представили свои лучшие практики.
"Многие вузы, в которых открыты передовые инженерные школы, изменили свои образовательные программы, и это сделало их более привлекательными для успешных студентов, ведь проект задумывался для подготовки инженерной элиты, - прокомментировал руководитель головного офиса, партнер Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" Дмитрий Санатов - один из экспертов проекта. - Кроме того, часть университетов смогли выстроить работу по организации исследований или производству конкретной продукции для предприятий. Как, допустим, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, который производит готовую продукцию, например, лазерные станки".
По словам профессора Сколковского института науки и технологий Александра Корсунского, в современных условиях готовить кадры можно лишь в тесной связи с конечным пользователем - с промышленностью.
"Чтобы воспитать новое поколение инженеров, нужно не просто учить по-новому, а вовлекать их в процесс решения технологических задач, стоящих перед промышленностью, и это должно быть частью образования студента, - считает Корсунский. - Нужно создать систему взаимодействия между университетами как центрами развития и целыми отраслями промышленности как реализаторами этих разработок".
Какие успехи у передовых школ? Вот несколько примеров.
В фокусе исследований инженерной школы УрФУ - создание цифровых двойников для энергосистем, транспортного оборудования и металлургических производств, разработка специализированного программного обеспечения. В работе участвуют такие крупные предприятия, как ПАО "Камаз", "Узга", "УОМЗ" и другие.
Главное здесь - особый механизм модернизации типовых производственных задач, когда школа трансформирует рутинные технические задания в полноценные исследовательские вызовы. И в это вовлечены все - от бакалавров до аспирантов и научных групп.
Подготовку на базе школы УрФУ прошли уже более 700 студентов. Кроме того, успешно внедрена система непрерывного образования "школа - вуз - предприятие" с акцентом на практической подготовке будущих инженеров.
Здесь ведутся разработки современной аэрокосмической техники и перспективных цифровых технологий ее производства. Созданы две киберфизические и одна цифровая фабрики, где в опытно-экспериментальном режиме идет производство малоразмерных газотурбинных двигателей, малых космических аппаратов, систем региональной авиации и БПЛА. Вуз вышел на другой уровень объемов по заказам индустриальных партнеров, среди которых Объединенная двигателестроительная корпорация и ее самарское предприятие "ОДК-Кузнецов", Ракетно-космический центр "Прогресс", "Авиакор - авиационный завод", "Транспорт будущего", "НПО им. Лавочкина", АО "АвтоВАЗ".
В школе учатся 311 студентов. В 2024 году выпустились первые 58 специалистов, большая часть из них уже работает в индустрии.
Передовая инженерная школа специализируется на создании перспективной радиоэлектроники, в ней пять профильных научно-образовательных отделений: "Космическая связь", "Радиолокация и радиосвязь", "Радиофотоника и оптоэлектроника", "Проектирование и автоматизация производства микроэлектронных устройств", "Материалы для электроники". Партнеры школы - ведущие отечественные предприятия, входящие в контур госкорпораций "Роскосмос", "Росатом", "Ростех".
В инженерной школе ННГУ сейчас обучается более 200 студентов. Многие уже работают на высокотехнологичных предприятиях. Среди крупнейших научных проектов - разработка макета аппаратуры широкополосного канала межспутниковой связи сверхвысоких диапазонов частот для многоспутниковых систем связи и дистанционного зондирования Земли. Решаются задачи высокоскоростного (более 1 Гбит/с) обмена данными между бортовыми комплексами космических аппаратов и синхронизации их бортовых шкал времени.
"Высшая школа авиационного двигателестроения" Пермского политеха создана для решения фронтирной задачи - кратного ускорения создания, подготовки производства, изготовления и ремонта гражданских авиационных двигателей и газотурбинных установок. Среди индустриальных партнеров - АО "ОДК-Авиадвигатель", АО "ОДК-Пермские моторы" и АО "ОДК-СТАР", входящие в состав АО "Объединенная двигателестроительная корпорация".
Школа работает по модели "3:3": студенты проводят три дня на производстве и три дня в инженерной школе. Сейчас здесь 111 студентов, из которых 76 человек уже работают в партнерских компаниях.
Виктор Кокшаров, ректор УрФУ:
- Проект Передовых инженерных школ (ПИШ) выходит на новый качественный уровень развития. Удалось создать эффективную модель интеграции образования, науки и производства, что подтверждается конкретными результатами.
В передовой школе УрФУ разработан принципиально новый подход к подготовке инженеров - деятельностный, где главным критерием становится не просто усвоение дисциплин, а способность студентов применять знания в реальных проектах. Студенты с первого курса погружаются в практическую работу, при этом учебные программы постоянно адаптируются под актуальные запросы промышленности.
Владимир Шевченко, ректор МИФИ:
- Сегодня проект ПИШ подошел к важному водоразделу, когда, с одной стороны, завершилось первоначальное бюджетное финансирование школ первой волны отбора и этим 30 школам предстоит сформулировать принципы своей будущей работы, а, с другой стороны, готовится старт третьей волны конкурса, в котором, несомненно, будут участвовать как вузы-"новички", так и некоторые "опытные" университеты из первой волны. Хорошо зарекомендовавшие себя подходы в построении взаимодействия с индустриальными партнерами, апробированные решения в образовательной деятельности и другие лучшие практики ПИШ станут базой дальнейшего развития этого, безусловно, успешного проекта.
Владимир Богатырев, ректор Самарского университета им. Королева:
- За три года участия в проекте по созданию Передовой инженерной аэрокосмической школы нам удалось не только расширить пул индустриальных партнеров, но и значительно усилить сотрудничество с ними за счет активного вовлечения их как в образовательную деятельность (процесс конкурсного отбора студентов, формирование новых образовательных программ, организацию стажировок), так и в реализацию перспективных научных проектов, направленных на обеспечение технологического лидерства нашей страны. Главная движущая сила проекта - команда школы, а ключевой результат - создание мощнейшей инфраструктуры на базе университета: интерактивных лабораторных комплексов и киберфизических фабрик, которые впоследствии станут основой научно-производственных объединений.