Так было 150-200 лет назад, когда малая группа людей, несколько десятков тысяч человек, отстроила и подмяла под себя 45-55% текстильной промышленности Московского региона. Губерния за губернией в центре России, в Поволжье, на Урале и Алтае и т.д. сообщали, что староверы доминируют в торговле, хлебном деле, судоходстве, в добыче золота, местной промышленности, что их семьи - богатейшие, а они - миллионщики, "тысячники". Фарфор Кузнецова? Да, те же корни.
В Москве старообрядцев - 15% среди купцов, только 5% - среди обычного люда (1850 г., Д. Расков. "Экономические институты старообрядчества"). Рябушинские, Морозовы, Щукины, Гучковы, Кузнецовы, Кокоревы, Бугровы, да мало ли кто еще - старообрядческие семьи повсеместно прорывались на верхние ступени промышленных и торговых иерархий, на первые места в политике, искусстве, меценатстве.
А с какой стати? Что в них было особенного? Почему бы им не пожить в бедности, как 90 с лишним процентов старой России? Что им больше всех надо?
Для нас это очень важные вопросы. Множество людей считают, что российский человек - покорный, подвластный, не берет на себя риски, любит прилепиться к чему-нибудь великому, любит кормиться, особенно не напрягаясь. Любит существовать в массе, большой толпой, двигаясь вместе со всеми. И так эта колея и ведет веками к тому, чтобы подчиняться, сгибать выю, но никак не властвовать над своей жизнью. Было, есть и будет.
Все - не так. Каждый имеет возможность убедиться, что даже под сильнейшими стрессами, которые народ испытывал последние три века (на самом деле гораздо дольше), даже при непостижимых потерях людей и их имущества, даже при закрепощении всего и вся народ стремился действовать рационально. Он очень точно отвечал на стрессы ("беги - замри - сражайся"), пытаясь сохранить себя. И, как только ему давали чуть свободнее вздохнуть, совершал чудеса.
Староверы - один из таких случаев. Сколько их было? Всего лишь 2,5-5 млн чел. среди 125-миллионного населения России (без Финляндии) в конце XIX века (И. Севастьянов. "О количестве старообрядцев в Российской империи"). Выделились на православном древе в середине XVII века. Подверглись многочисленным гонениям, духовным и физическим, подчас с необычайной жестокостью. Нужно было выживать.
Каким образом? Так, как это делает любая малая группа людей, находящаяся под сильным давлением извне. Первое. Не растворяться. Жить по одним и тем же правилам, единым для всех. Единоверие скрепляет. Схожие дома, схожая одежда, схожее поведение. Нормы закреплены в книгах. В семьях - строгость, контроль. В поселениях - перекрестный контроль другом за другом.
Второе, коллективизм. Быть в помощь таким же, как ты, доверять "своим". Быть в общине, расти - совместно. Но быть личностью. Делать лично как можно больше. "Не спи, не спи сном лености" (Аввакум). "Вера едина без дел мертва есть". "Делать для Бога свое дело" (В. Керов. "Се человек и дело его...").
Третье - усиливаться, побеждать экономически. Расширяться в капиталах, в хозяйстве, в новых землях и областях деятельности. Быстро проникать туда, где можно заработать. Больше имущества - это сила. Больше денег - это тоже власть. Если ты ущемлен в правах, - выживают деньгами.
Четвертое. Вырос сам - помоги встать на ноги другому. Дай ему сделать первый шаг. Если он честен, окажи ему доверие. Дай в долг под доверие. Будет случай, вернешь сполна. Он в ответ протянет руку тебе. Упадешь - помогут подняться. Раз так, то семье, стремящейся быть состоятельной, развиться гораздо легче. В почете - честное слово, ценятся справедливость, добрая память, обязательность, почтительность, доброжелательность. Трезвость и грамотность. Между своими нет больших иерархий, в которых поворачиваться трудно, нет мучительных бюрократических процедур. Вместо этого - "ты мне, я тебе", множество семей - стай, кланов, разбросанных по всей земле и встающих на ноги все вместе в меру своих талантов.
А как это на практике? 170-180 лет назад в Нижнем Новгороде старовер, знаменитый "миллионщик" Бугров проигрывал строительный подряд, нет для залога живых денег. За полчаса "до переторжки" "Бугров опрометью бросается на нижний базар и там, сказав торговцам: "Братцы, давайте денег скорее", снял перед ними свой малахай. Через четверть часа в малахай было накидано 20 тыс. рублей серебром". И он - успел (П. Мельников-Печорский. "Отчет о современном положении раскола").
Пятое. Самый простой образ жизни. Скажи "нет" роскоши. Значит, больше средств - для накопления. "П.Е. Бугров, будучи уже многократным миллионером, продолжал прежний простой образ жизни... На пароходах брал место в третьем классе, возил с собой ржаной каравай с огурцами или луком и довольствовался подобною пищей, не прибегая к услугам пароходного буфета. И его одежда, порядочно поношенная, соответствовала такому образу жизни" (Мельников-Печорский. цит. соч.).
Правда, внук, тоже Бугров, уже покупал в Париже картины (М. Горький. "Н.А. Бугров"), строил в Нижнем Новгороде дома с роскошью. Его летняя дача - терем в три яруса. Ну что ж! Дед - отец - внук - много денег, эрозия должна быть.
Шестое. Ты сам должен отвечать высоким требованиям. Должен уметь работать. Обязан работать "с утра до ночи". Должен быть рациональным, расчетливым, уметь договариваться, быть "своим среди чужих". Ты обязан богатеть. Но помнить, что не "один в поле воин", не сам по себе. Быть "своим" для своих - в устройстве дома и семьи, в том, как выглядишь и в том, что думаешь и говоришь.
Что в итоге? В XVII в. - гонения, выжигание раскольников из общества, беги куда подальше. При Петре I - особое платье, двойные налоги. Хочешь бороду - плати! При Екатерине II - дышать легче, старообрядцы все заметней. Они действуют в торговле и ремеслах семьями, общинами, кланами. Николай I - староверие придавил. Дальше с каждым новым царем - всё больше прав, миллионщики, ассимиляция, выход в политику, медицину, искусство. 1840-е - 1870-е - староверческий расцвет, могущество в российском хозяйстве. Коллекции - для народа. Щукины, чьим коллекциям мы стольким обязаны, - из староверов.
Каждый, конечно, понимает, что любая вера - это взгляды на жизнь. Вера должна помогать выживать гонимым. А что староверы? В их вере - что? "Благословен тот, кто наживает богатство и кормит других. Торговля, если не брать лихвы, узаконена, "честная торговля угодна Богу". Строго, жестко, истово исполнять обряды. Быть аскетичным в жизни. Исполнять правила, истово трудиться - часть веры. "Праздность - училище злых" (Д. Расков). Как "устроить жизнь "по-Божьи"? Это значит - "с довольством и достатком, с благами земными, с "благоденственным и мирным житием" (Д. Расков).
Мы хорошо помним миллионеров из староверческих семей, их династии. Но за ними стояли еще сотни тысяч зажиточных семей, умных, толковых - торговых, ремесленных, промысловых. Самые лучшие мастера, люди инженерии, науки, искусства.
Все они - твердое доказательство того, как много может сделать российский человек, самый обычный, если только ему даны доверие и легкий кредит. Если никто не ждет, что он непременно обманет или совершит какое-либо иное зло. Если правила ему в помощь, а не в наказание. Если порядочности учат сызмальства. И еще - если его любят, он - не дешевка, не лист на ветру, он - высоко оцененный "свой".
Это драгоценный человек, только нужно ему дать правильное направление. Быть зажиточным для себя и для всех. Быть в помощь - для себя и для всех. Строить, год за годом, но только самое лучшее, не дешевку. Долой времянки! Что это значит? Глубокие изменения в нашем общем сознании и спокойное обновление российской земли, в которой многое создано в поспешном порядке, ее "доводка" до самого лучшего и современного за 25-30 лет.