
Редкие посетители, выбравшиеся из людского потока, движущегося по эскалаторам и лестницам между величественных многометровых скульптур фараонов и богов (которые в египетской мифологии, впрочем, не слишком отличаются друг от друга), наслаждались тишиной и соразмерностью этого зала "человеку смотрящему". Здесь в стенах ослепительной белизны были сделаны витрины, которые хранили утварь и домашние мелочи эпохи Второго царства, которые, судя по всему, извлекли из пирамид времени Хеопса. Деревянная табуретка, уверенно стоящая на плоскости своими тремя ножками. Небольшая плетеная шкатулка, в которую женщины прятали гребни для волос, иголки, инструменты для ухода за ногтями (как известно, именно египтяне открыли радость маникюра для человечества, что не мешало им быть дельными людьми).
Похоже, зря написал, что это другое измерение истории. Все эти вещи для повседневной жизни были нужны их хозяевам и в загробном бытии. Быть может, более важном, чем то, что они провели в пограничье между водами Нила и песками Сахары. Об отношении древних египтян к смерти написаны тысячи трудов, философия перехода одной сущности в другую - предмет исследований философов. Не стану делать вид, что владею этим предметом основательно. Но тщательность подготовки к путешествию в новую жизнь - более подлинную, если угодно, чем предшествующая, заставляет задуматься о смысле и цене текущего существования.
И именно эти бытовые утилитарные вещи, объяснимые в своей житейской необходимости, пробуждают острое ощущение твоей личной связанности с историей. Большее, чем скульптуры сфинксов, богов и фараонов. Их величественность, как и магия пирамид, из другой, пожалуй, нездешней реальности. Рядом с ними, даже когда ты проникаешь во внутренности этих сооружений, кажется, что они принадлежат тому миру, в который тебе нет доступа. Пока или никогда - на этот вопрос нет ответа. А на табуретке с тремя ножками хочется посидеть "здесь и сейчас".
Великий Египетский музей своими объемами превосходит сооружения пятитысячелетней давности, он вмещает все пространство древней египетской истории, государственной и догосударственной, с 30 династиями фараонов. Она завершилась, как полагают историки, за 5 столетий до Рождества Христова, в пору завоеваний Александра Македонского, который основал Александрию и был наречен сыном бога Амона, и правления Птолемеев - династии фараонов, основателем которой был единокровный брат Александра.

В музее, где на тебя буквально обрушиваются тысячи раритетов, многие из которых сами по себе могли бы стать центром отдельной музейной институции, публика хочет увидеть ожидаемо известное. И прежде всего посмертную маску Тутанхамона - фараона XVIII династии, изображенного в образе бога Осириса. История ее поисков британским археологом Говардом Картером, который в конце концов нашел ее в 1925 году, может стать сюжетом увлекательного сериала. То, что для ее изготовления потребовалось больше 10 кг золота, подогревает интерес посетителей.
Не стану мучить читателей "РГ" подробностями. Но глядя на эту потрясающую маску, хочется задать шекспировский вопрос: "Что мне Гекуба?.." Поразительным образом связь с прошлым устанавливается, когда ты ходишь вокруг двух кораблей, найденных в тайнике у пирамиды Хеопса. Они были спрятаны там примерно в 2550 году до нашей эры. Про них немало написано, но когда ты видишь огромную ладью из ливанского кедра длиной 43,3 м и шириной 5,6 м воочию, сделанную людьми более четырех с половиной тысяч лет назад, то не можешь удержаться от восхищения созидательной мощью человечества. Даже зная о всех кровавых и безжалостных зигзагах истории, которые тоже творения людских умов и рук. Но здесь в Гизе, в Великом Египетском музее не хочется об этом думать.
Глядя на гудящую толпу посетителей, вспоминаешь слова Гете: "Лучшее, что дает нам история, это возбуждаемый ею энтузиазм". Сотрудники Великого Египетского музея рассчитывали на прием 5 тысяч посетителей в день, но сегодня, когда все "бредят новизной", сюда съезжаются ежедневно более 10 тысяч. Не думаю, что это количество уменьшится в обозримом будущем: здесь публике предлагают первоклассный музейный аттракцион нового поколения, заражающий энергией истории. Каждый может погрузиться в сверкающее прошлое, потом зайти в один из ресторанов и кафе на любой вкус, купить реплику увиденных предметов - и все это, не выходя из музея, напоминающего космический корабль огромных размеров.
А потом по совету Асият Туручиевой - сотрудницы посольства России в АРЕ, первоклассного знатока арабского Востока мы отправились в старый Египетский музей на площади Тахрир. Часть его коллекции уже экспонируется в Великом Египетском музее, но и то, что осталось, не может не вызвать восторга. Он уже сам по себе в своем чуть изношенном старомодном благородстве стал историко-культурным явлением. Его истоки восходят к 1835 году, когда была создана Служба древностей Египта. Здесь ты вступаешь в личный контакт с историей без технологических посредников, просто входя в здание, открытое для посетителей в 1902 году. И начинаешь свое собственное путешествие в прошлое. Сам становишься "машиной времени". Без ИИ.