В постановке нет слов и прямого изображения событий, описанных у Кафки. "Процесс" показан именно как процесс - монотонное, пугающее и не поддающееся однозначным трактовкам превращение человека из механизма, идеально встроенного в социальную машину, в кучку обломков. Главный персонаж, Йозеф К., напомним, был идеальным винтиком системы и вдруг оказался ее жертвой, будучи обвинен в преступлении, которое ему так и не назвали.
Режиссер и руководитель Центра Екатерина Липка вместе с хореографом Екатериной Шаповаловой создала ассоциативное полотно, отталкиваясь от своего понимания кафкианского безумия. В "Процессе" оно рождается как бы ниоткуда. Основная задача артистов - передать эмоциональный заряд этого знакового для XX века произведения, чья актуальность на каждом витке истории раскрывается по-новому.
- Это одновременно спектакль про Кафку и нет. Мы так же безумны и непредсказуемы, как сам текст, а может, как и наша жизнь сегодня. Мы ставили "Процесс", и процесс стал смыслом для нас, - поясняет режиссер.
Образ героя воплощают четыре танцовщика - три девушки и парень в свободных, чуть мешковатых костюмах мужского кроя, с черно-белым гримом. Каждый излагает свой мини-сюжет с помощью импровизаций на заданную тему. Получается четыре проекции внутреннего мира Йозефа К. Большинство сцен решено фронтально, лицом к лицу со зрителем. Можно наблюдать за персонажами параллельно, переводя взгляд, можно - сосредоточиться на ком-то одном.
Йозеф К. предстает обычным клерком - незаметный, двигающийся строго по невидимым направляющим, ритмично и машинально. Он делает все как заведено, споро и без рефлексий. Когда геометрия жизни нарушается обвинением, танцоры выстраиваются в шеренгу и начинают серию этюдов, изображая муки человека, которого невидимая сила норовит смять, как бумажку. "Не знаю я такого закона!" - на все лады повторяет танцующая в общем ряду Екатерина Шаповалова, то шепотом, то криком. Лица и тела будто выворачиваются наизнанку.
Час почти непрерывного движения и экспрессивных импровизаций требует от артистов недюжинной самоотдачи. Сам прием становится понятен довольно быстро, но монотонность здесь - одно из выразительных средств, а не признак неумелости. В конце концов, Кафка - чтение не остросюжетное.
Публика погружается в гнетущую атмосферу смутных подозрений, тревоги, всеобъемлющего чувства вины и непонимания этой вины, чтобы в финале вместе с Йозефом К. освободиться от сводящего с ума морока. Или не освободиться, а унести с собой вопросы к миру, где подобное возможно.
Центр современного танца в Воронеже - независимый профессиональный коллектив, который работает в проектной форме. Спектакли показываются несколько раз в ограниченный период и уходят с подмостков. С 2018 года было выпущено шесть работ, в том числе - по стихам Татевик Миразизян и "Воронежским тетрадям" Осипа Мандельштама. Показы "Процесса" идут на площадке по адресу ул. Никитинская, 1. Ближайший - 16 апреля - завершится открытым обсуждением: зрители смогут высказать впечатления авторам спектакля и задать им вопросы.