Но сначала помощник президента почтил память павших в годы Великой Отечественной войны. Патрушев вместе с участниками совещания возложил цветы к памятнику "Участникам Северных конвоев 1941-1945 годов", установленному на набережной Северной Двины в Архангельске, и поздравил жителей города с предстоящим 80-летием Великой Победы.
Открывая совещание, он напомнил, что вопрос о развитии портовой инфраструктуры в интересах обеспечения функционирования Трансарктического транспортного коридора будет рассмотрен по поручению президента России.
"Усилия коллективного Запада направлены на сдерживание России в сфере морской деятельности, в том числе за счет увеличения присутствия сил НАТО в Арктике и других важных районах обеспечения национальных интересов России в Мировом океане", - заявил Патрушев.
В этих условиях, по его мнению, особое значение приобретает укрепление транспортного каркаса страны и обеспечение свободного выхода в Мировой океан, в том числе за счет комплексного развития транспортно-логистических маршрутов.
Одним из таких ключевых маршрутов, как заметил помощник президента, должен стать Трансарктический коридор от Санкт-Петербурга до Владивостока. Именно он будет обеспечивать гарантированный доступ к странам Юго-Восточной Азии, Индии, Персидского залива и Африки, с которыми активно развиваются торговые связи.
Но для того чтобы он заработал в полную силу, в первую очередь нужна модернизация и развитие ключевых морских портов арктической зоны России.
В настоящее время уже запущены проекты по развитию морских портов Мурманск, Архангельск, Сабетта. Запланированы мероприятия по реконструкции причалов порта Дудинка. Ведется строительство портовых мощностей в порту Диксон. Учитывая, что только треть арктических портов имеет железнодорожное сообщение, уже сейчас нужно развивать дороги и к остальным.
"Следует обеспечить сопряжение морских портов с железнодорожным, автомобильным видами транспорта, внутренними водными путями страны", - указал Патрушев.
Кроме того, по его мнению, планируемый рост грузопотока, очевидно, будет идти с использованием крупнотоннажных судов, для которых потребуются соответствующие глубины. Как заявил помощник президента, учитывая уход с российского рынка крупнейших европейских дноуглубительных компаний и значительный рост стоимости работ китайских компаний, необходимо строить собственный дноуглубительный флот, способный работать в том числе в арктических широтах.
Не менее важно, по его мнению, обеспечить безопасность судоходства и развитие аварийно-спасательной инфраструктуры. С учетом сурового климата Заполярья и наличия ледового покрова вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций объективно высока.
Поэтому, как заметил Николай Патрушев, надо быть готовыми к ликвидации возможных аварийных ситуаций с помощью оборудованных для этого ледоколов, специальной техники и спасателей.
Сразу после совещания в Архангельске Патрушев отправился в Северодвинск, где на знаменитом "Севмаше" гендиректор предприятия Михаил Будниченко рассказал о ходе строительства новейших российских атомных подводных лодок. Сегодня на стапелях завода строятся две линейки современных ракетоносцев проектов "Борей-А" и "Ясень-М". Кроме того, завершено строительство подводных лодок проектов "Ясень" и "Борей". С 2012 года "Севмаш" передал в состав ВМФ 13 атомных подводных лодок 4-го поколения. Еще несколько современных кораблей находятся на разных стадиях строительства. Также на "Севмаше" ведется ремонт и модернизация крейсера проекта 11442М. Как отметил Будниченко, все заказы выполняются в соответствии с графиками, утвержденными минобороны, а при создании кораблей используются комплектующие исключительно российского производства. В работах задействованы более 400 контрагентов со всей России. Сейчас на "Севмаше" обновляются цехи, закупается новая техника, оборудование, созданы специализированные производства по изготовлению, испытанию и достройке АПЛ 4-го и будущих поколений. Все это направлено на сокращение сроков строительства кораблей и сдачи их флоту.
В свою очередь на "Звездочке" гендиректор предприятия Сергей Маричев доложил Николаю Патрушеву об исполнении контрактов в сфере военно-технического сотрудничества и дальнейших перспективах верфи в этом направлении, а также участии в доковой программе Объединенной судостроительной корпорации. Так, в этом году начнутся масштабные работы по модернизации наливной док-камеры - ключевого гидротехнического сооружения верфи.