Патрушев: Трансарктический коридор обеспечит РФ свободный выход в Мировой океан

Плотный график рабочей поездки помощника президента, председателя Морской коллегии России Николая Патрушева в Архангельскую область не помешал ему обсудить вопросы выполнения гособоронзаказа на "Севмаше" и "Звездочке", а также провести первое совещание по развитию Трансарктического транспортного коридора.
Гендиректор "Севмаша" Михаил Будниченко показал Николаю Патрушеву новейшие атомные подводные лодки.
Гендиректор "Севмаша" Михаил Будниченко показал Николаю Патрушеву новейшие атомные подводные лодки. / Иван Егоров

Но сначала помощник президента почтил память павших в годы Великой Отечественной войны. Патрушев вместе с участниками совещания возложил цветы к памятнику "Участникам Северных конвоев 1941-1945 годов", установленному на набережной Северной Двины в Архангельске, и поздравил жителей города с предстоящим 80-летием Великой Победы.

Открывая совещание, он напомнил, что вопрос о развитии портовой инфраструктуры в интересах обеспечения функционирования Трансарктического транспортного коридора будет рассмотрен по поручению президента России.

"Усилия коллективного Запада направлены на сдерживание России в сфере морской деятельности, в том числе за счет увеличения присутствия сил НАТО в Арктике и других важных районах обеспечения национальных интересов России в Мировом океане", - заявил Патрушев.

В этих условиях, по его мнению, особое значение приобретает укрепление транспортного каркаса страны и обеспечение свободного выхода в Мировой океан, в том числе за счет комплексного развития транспортно-логистических маршрутов.

Одним из таких ключевых маршрутов, как заметил помощник президента, должен стать Трансарктический коридор от Санкт-Петербурга до Владивостока. Именно он будет обеспечивать гарантированный доступ к странам Юго-Восточной Азии, Индии, Персидского залива и Африки, с которыми активно развиваются торговые связи.

Но для того чтобы он заработал в полную силу, в первую очередь нужна модернизация и развитие ключевых морских портов арктической зоны России.

В настоящее время уже запущены проекты по развитию морских портов Мурманск, Архангельск, Сабетта. Запланированы мероприятия по реконструкции причалов порта Дудинка. Ведется строительство портовых мощностей в порту Диксон. Учитывая, что только треть арктических портов имеет железнодорожное сообщение, уже сейчас нужно развивать дороги и к остальным.

"Следует обеспечить сопряжение морских портов с железнодорожным, автомобильным видами транспорта, внутренними водными путями страны", - указал Патрушев.

С 2012 года "Севмаш" передал в состав ВМФ России 13 атомных подводных лодок 4-го поколения

Кроме того, по его мнению, планируемый рост грузопотока, очевидно, будет идти с использованием крупнотоннажных судов, для которых потребуются соответствующие глубины. Как заявил помощник президента, учитывая уход с российского рынка крупнейших европейских дноуглубительных компаний и значительный рост стоимости работ китайских компаний, необходимо строить собственный дноуглубительный флот, способный работать в том числе в арктических широтах.

Не менее важно, по его мнению, обеспечить безопасность судоходства и развитие аварийно-спасательной инфраструктуры. С учетом сурового климата Заполярья и наличия ледового покрова вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций объективно высока.

Поэтому, как заметил Николай Патрушев, надо быть готовыми к ликвидации возможных аварийных ситуаций с помощью оборудованных для этого ледоколов, специальной техники и спасателей.

Сразу после совещания в Архангельске Патрушев отправился в Северодвинск, где на знаменитом "Севмаше" гендиректор предприятия Михаил Будниченко рассказал о ходе строительства новейших российских атомных подводных лодок. Сегодня на стапелях завода строятся две линейки современных ракетоносцев проектов "Борей-А" и "Ясень-М". Кроме того, завершено строительство подводных лодок проектов "Ясень" и "Борей". С 2012 года "Севмаш" передал в состав ВМФ 13 атомных подводных лодок 4-го поколения. Еще несколько современных кораблей находятся на разных стадиях строительства. Также на "Севмаше" ведется ремонт и модернизация крейсера проекта 11442М. Как отметил Будниченко, все заказы выполняются в соответствии с графиками, утвержденными минобороны, а при создании кораблей используются комплектующие исключительно российского производства. В работах задействованы более 400 контрагентов со всей России. Сейчас на "Севмаше" обновляются цехи, закупается новая техника, оборудование, созданы специализированные производства по изготовлению, испытанию и достройке АПЛ 4-го и будущих поколений. Все это направлено на сокращение сроков строительства кораблей и сдачи их флоту.

В свою очередь на "Звездочке" гендиректор предприятия Сергей Маричев доложил Николаю Патрушеву об исполнении контрактов в сфере военно-технического сотрудничества и дальнейших перспективах верфи в этом направлении, а также участии в доковой программе Объединенной судостроительной корпорации. Так, в этом году начнутся масштабные работы по модернизации наливной док-камеры - ключевого гидротехнического сооружения верфи.