Мастер из Пензенской области возрождает старинное ремесло

В небольшой мастерской Валерия Горбатова пахнет свежим деревом. Вдоль стен стоят токарный, деревообрабатывающий и шлифовальный станки - свидетели кропотливой работы мастера. Здесь, в уединении, рождаются не только добротные столы и стулья, изящные рамы для картин, но и главная гордость мастера - ларцы.

В начале 2000-х Валерий переехал из Пензы на родину отца, в небольшое село в 100 километрах от Пензы Нижний Шкафт, обосновался и начал свое дело.

Когда-то владельцами этих земель были князья Голицыны и Шуваловы. До сих пор здесь ходят легенды о кладах, зарытых на месте развалин графских построек. По одной из них, местный житель нашел сокровища, набил полный сундук серебром и закопал его. Ларец в этих местах пока никто не находил, но работы некоторых пензенских мастеров - настоящее сокровище.

"По специальности я инженер-конструктор, но работать с деревом мне было всегда легче и интереснее, - говорит Валерий. - Сначала реставрация сундуков была моим хобби, но постепенно увлечение переросло в работу".

Первый сундук мастер нашел в доме, где сейчас живет. Столетний, с красивыми коваными ручками.

"Выбросить такую красоту, хоть и порядком обветшавшую, было жалко. Поэтому я решил его отреставрировать. Затем сосед принес еще один интересный экземпляр с росписью. После ремонта первого сундука взялся за второй, и процесс пошел. Некоторые из восстановленных изделий я даже продал. А потом разместил объявления в интернете, пошли заказы уже на изготовление. Лучше всего работает реклама от довольных клиентов, которые рекомендуют мои работы своим знакомым", - рассказал Валерий Горбатов.

На создание одного сундука уходит более месяца. Стоит изделие ручной работы в зависимости от размера и материалов примерно 30 тысяч рублей. А вот зарубежные мастера оценивают аналогичные работы в разы дороже.

Валерий признается, что "колдует" без чертежей, по наитию. Сундуки делает из сосны в несколько этапов. Сначала - заготовка корпуса стандартной длины около метра. Затем конструкция обклеивается деревянными деталями, приклеивается планка, обтачивается фрезой, чтобы довести изделие до совершенства. Последний этап - покрытие лаком или воском.

"Обычно я изготавливаю сундук под интерьер, поэтому прошу снимки дома. Важно, чтобы он стал частью жилья", - говорит Валерий Горбатов.

Изделия покупают для разных целей. Одна из заказчиц Валерия попросила сделать небольшой "родовой" сундук, где теперь хранит первые пинетки малышей, иконку, локоны детей, бирки из роддома и другие памятные семейные вещи.

Как вспоминает мастер, был также заказ сундука для хранения шуб. В отличие от обычных, в нем пришлось сделать специальные отверстия, чтобы мех проветривался.

"Два сундука мой друг-художник передал Федору Конюхову, - вспоминает Валерий. - В одном из них на Северный полюс везли картины к выставке на ледоколе. Она проводится традиционно каждый год. Второй сундук остался у известного путешественника дома. Кстати, я храню книгу с подписью и написанную им картину: Федор Филиппович - не только путешественник, но еще и оригинальный художник".

ПФООбщество