Иван, спасибо за честное кино, честный взгляд на нашу профессию... Но почему именно журналисты оказались интересны вам как художнику?
Иван И. Твердовский: Мне кажется, в том огромном потоке информации, что мы сегодня получаем, - я не только про СВО, я про все события, происходящие на планете, - профессия и личность журналиста ушла на второй план, а мне хотелось подчеркнуть все риски и опасности, с которыми сталкиваются представители этой профессии.
С другой стороны - "Реверс" позволил мне понять, что журналист сам может быть героем. Герои нашего фильма приехали в Донбасс гостями - рассказывать и передавать материалы своим западным издателям. И, представьте, в один день тебе говорят, что тот ракурс, с которым ты смотришь на происходящее, не устраивает твою редакцию. Герои нашего фильма выбирают - доносить до своей аудитории то, что действительно происходит, как они видят происходящее своими глазами. Тогда другие говорят: "Да вас купили русские, вы все врете".
Редактор, с которым вы еще недавно пили пиво в пабе, называет тебя личным врагом, правительство твоей страны делает все, чтобы ты больше не вернулся к профессии и к своей семье. И вот ты остаешься совсем один в незнакомой стране, посреди войны, без средств к существованию, ты даже языка не знаешь, на котором все вокруг говорят...
Кстати, о языке. Мы полагали, что наши герои будут говорить на своих родных языках, а мы будет дублировать титрами. Но оказалось, за те годы, что они живут в Донбассе, они довольно хорошо выучили русский. И даже в общении друг с другом они больше не используют английский. В итоге у нас говорят на русском, а мы дублируем их на английский.
В вашем фильме более десяти историй - но хотя бы одного героя давайте дадим "крупным планом"...
Иван И. Твердовский: Американец Дэниэл Мартиндейл. У этого человека была очень интересная и насыщенная жизнь, он получил хорошее образование, бывал во многих странах. А потом почувствовал, что им в Америке не все о Донбассе договаривают, решил все увидеть своими глазами и приехал в самое горячее место в Донбассе. Дальше - самое невероятное. Он селится в одном из тех мест, которые контролируют ВСУ, и начинает помогать Вооруженным силам России. Уводя мирных жителей от обстрелов. Он же все это время подвергал себя смертельной опасности, понимая, что, скорее всего, не выживет. Но он был уверен в своей правоте, в своей позиции и смерти совершенно не боялся.
Дэниэл по образованию не журналист, после того как он оказался в Донецке, начал писать о событиях, свидетелем которых стал, в разные издания. В том числе в российский медиапроект "Реверс", который и дал название нашему фильму.
Вы снимали в Донбассе осенью 2024 года. Как мне рассказала продюсер фильма Екатерина Ванеева, командировок было несколько. Что вы успели понять за это время об этом регионе?
Иван И. Твердовский: Мне очень интересно многообразие Донбасса. Богатый недрами регион привлекал людей со всего мира - местные заводы и фабрики строили в том числе иностранные архитекторы, инженеры, проектировщики. Многие здесь оставались жить, становились частью местной истории. Все то же самое происходило в советское время. Сюда приезжали с разных концов страны, перемалывались на этой территории и превращались в новых людей, у которых, в принципе, была только одна национальность - советские граждане. Эта мультикультурность и способность земли из чужаков делать своих во многом помогли героям нашего фильма быстро адаптироваться. Француженка Кристель и вовсе поселилась в селе под Макеевкой, завела там коз, занялась домашним хозяйством - и ничем уже от местных не отличается.
При этом язык здесь всегда был один - русский. И культура - русская. Если любого из нас поставить в центре, например, Донецка и попросить только лишь по звуку, с завязанными глазами, уловить хоть что-то, что отличалось бы от жизни в любом из российских городов, то никакой разницы мы не почувствуем. Жаль, что многие из нас, и я в том числе, в свое время мало обращали внимания на тот ужас, который обрушился на Донбасс после 2014 года...
Судя по грохоту и хлопкам, которые слышны в вашем фильме, многое вы теперь уже успели прочувствовать... Не страшно было там?
Иван И. Твердовский: Мы слышали прилеты, работу артиллерии, ПВО, но никакого страха не было. Больше за нас боялись почему-то здесь, в Москве. Надо сказать, что отношение людей к происходящему в Донбассе сильно изменилось, тема СВО стала близкой практически для всех без исключения.
Но были и те, кто, скажем так, не прощает вам вашу позицию... Вас это не удивляет?
Иван И. Твердовский: Был случай, когда представительницы одного рекламного агентства, работающего исключительно с госкомпаниями и с госконтрактами, написали мне: раз ты был в Мариуполе, то мы больше с тобой работать не будем. Кто-то из уехавших за рубеж коллег высказывался резко, продолжая втайне, под псевдонимом, работать для российского рынка. Я никого не осуждаю. В какой-то момент понял, что часть наших людей, в том числе моих друзей и коллег, застряла в феврале 2022 года. У тех, кто уехал из страны, по-прежнему на календаре 24 февраля. Для многих из тех, кто остался, СВО будто бы и не начиналась. Они живут так, будто события на фронте их не касаются. Но...
Но в какой-то момент события спецоперации начали отражаться на каждом из нас. Ты живешь в своей стране, ты делаешь свое дело, при этом у тебя погибает сосед, погибает одноклассник, есть без вести пропавший родственник, кто-то вернулся в отпуск, выполнив контракт, и собирается пойти снова.
Это близкие тебе люди, которые рассказывают тебе истории, говорят о людях, которых они встречали, о героических событиях, которые невозможно было представить себе раньше. И как минимум ты начинаешь думать об этом. И дальше возникает вопрос: может ли художник-маринист писать акварелью совершенно невероятные пейзажи, не видя моря? Конечно, нет. Можешь ли ты в момент, когда идут боевые действия, придумывать какие-то истории, которые не имеют отношения к происходящему в твоей стране?
Я не знаю, что будет через 10-15 лет, но хотел в фильме зафиксировать и себя, и людей, которых вижу вокруг и чьи истории слышу именно сейчас. Для меня это был тяжелый путь, потому что когда-то после документалистики я полюбил игровое кино, где ты не работаешь с реальностью, а уходишь от нее.
В фильме есть и интервью с бывшим украинским репортером, который взял в руки оружие и пошел воевать против Российской армии. Был ранен, брошен своими умирать и попал в плен. И вот он сидит и старается представить себя борцом за некую свободу, суть которой сформулировать не может. Зачем вам понадобился этот отвратительный "герой"?
Иван И. Твердовский: Для меня самого это самый загадочный персонаж. По счастливой случайности получилось снять то, что вошло в фильм. Мы следовали за журналисткой Ларисой Ржондовской, которая брала у него интервью. Мне было важно понять, как содержатся военнопленные в целом и как он будет отвечать на ее вопросы. Этот разговор в монтаже показался крайне важным. Они говорили доверительно и честно. Как будто рядом не было камер и свидетелей. Знаю, что меня будут осуждать за эту съемку, но мы попытались показать обратную сторону, определенный "реверс". Может быть, самый крупный для нашей картины. Передать позицию врага в том числе.
Мне показалось, что в "Реверсе" ваш киноязык максимально упрощен. Это сознательно?
Иван И. Твердовский: Да, чтобы не усложнять там, где и так очень сложно. К тому же мне кажется, что все мы устали от излишне пафосного и громкого языка, которым нам сегодня говорят о спецоперации. В нем будто не хватает тех достоверных эмоций, которыми на самом деле живут люди в прифронтовых городах и на линии боевого соприкосновения... Я решил для себя, что я буду занимать внятную и спокойную позицию наблюдателя и не буду залезать не на свою территорию. Я режиссер, и я делаю кино.
Что касается упрощения. Звукорежиссер Рустам Медов посмотрел на термин "реверс" буквально и перевернул аудио со звуками прилетов, то есть использовал реверс звуковой. Когда я это впервые слушал, я понимал, что это ну очень примитивно. Но так точно передавало мои ощущения от отснятого материала! Именно в этой конструкции возникает подлинный киноязык, которым ты способен как автор разговаривать со зрителем.
На ММКФ снова было немало разговоров о том, что за три года спецоперации качественных фильмов о ней раз-два и обчелся. У вас есть объяснение - почему так?
Иван И. Твердовский: Это одно из свойств нашей культуры - об исторических событиях мы начинаем говорить спустя годы, когда уже все отболело, все прошло, все раны зажили... Мне кажется, если вспомнить, лучшие фильмы о Великой Отечественной вышли через 10 лет и позже: "Баллада о солдате", "Летят журавли"... Мне бы не хотелось говорить, что это наша такая особенность - медленно подступаться к историческим событиям. Мне хочется скорее сказать о том, что да, нам нужно чуть-чуть больше времени. И сейчас картины, которые производятся, - это всего лишь первые попытки. Пройдет время, и мы увидим достойные фильмы, которые точно и с определенной художественной дистанцией будут говорить о происходящем.
Это касается и кино документального? Оно же, если верить некоторым экспертам, переживает сейчас свое возрождение...
Иван И. Твердовский: Не могу согласиться.. Да, у зрителя появилось больше возможностей смотреть документальное кино - оно есть на всех платформах и стримингах. Но тех, кто готов и может снимать документальное кино, не стало за последние годы больше. И студенты в эту сферу не особо идут. Знаю, что многие коллеги со мной не согласятся, но я руковожу профилем "Экранные искусства" в Школе дизайна Высшей школы экономики и знаю, о чем говорю. Жаль, когда люди искусства закрываются от своего времени, вместо того чтобы пытаться его осмыслить.
Иван И. Твердовский - родился в 1988 году в Москве в семье режиссера-документалиста Ивана Твердовского. В 2011 году окончил экспериментальную режиссерскую мастерскую Алексея Учителя во ВГИКе. Свой путь в режиссуре начал с документального кино - "Словно жду автобуса" (2009), "Пианизм" (2012)… Полнометражный дебют - фильм "Класс коррекции" (2014), затем последовала "Зоология" (2016), подтвердившая за Иваном статус одного из ярких режиссеров поколения. Увенчан лаврами российских и международных киносмотров. Также в разные годы был лауреатом и членом жюри кинофестиваля "Российской газеты" "Дубль Дв@".