А Марчелли так не сделал. Он показал, что современность Гоголя в характерах, словах, людях. Молодая девушка по имени Агафья (очень хорошо, я бы сказал: сочно сыгранная Анастасией Беловой) выбирает женихов между весьма и весьма пожилыми дяденьками. Это что, не современная ситуация?
Анастасия Бугаева придумала хорошую точную декорацию. Абсолютно черный мир первого действия сменяется светлым шикарным миром действия второго. Работает на контрапункте: светлые надежды героев в первом акте - чернота одиночества акта второго. Черно-белый мир "Женитьбы" делает выпуклым и ярким умный свет Нарека Туманяна.
Вам хочется одиночества? Никому не хочется, но как же быть? Может быть, сваха поможет? Знаменитая Фекла Ивановна?
Имя героини часто определяет то, какой ее воплощают: эдакая Фекла Ивановна грузно выходит на сцену. Ольга Остроумова играет иное: сегодняшнюю сваху - женщину смелую и деловую, которая делает дело, никому не позволяя сомневаться в своих деловых качествах. Фекла Остроумовой - не слуга (каковой ее нередко играют), но хозяйка жизни. Остроумова делает это все блестяще.
Вообще, не так много найдется в мировой драматургии пьес, в которых было бы этакое изобилие разных и интересных характеров. Удача режиссера - если актеры смогли замысел драматурга реализовать. В спектакле Марчелли смогли. Мало того, режиссер вводит в спектакль персонаж, о котором Гоголь лишь упоминает: титулярный советник Пантелеев - пьяница и заика. Андрей Смирнов блестяще создает образ еще одного фатального одиночества.
Да, для меня спектакль Марчелли - история про одиноких людей. Через всю постановку проходит женский хор, поразительно красиво исполняющий русские народные песни. (Отдельный респект музыкальному руководителю Марии Галлиардт и хормейстеру Марии Репиной). И я вижу в нем то, что Марчелли, может, даже не закладывал: как здорово, когда много людей вместе делают красивое дело.
У героев спектакля вместе не получается. Андрей Рапопорт мастерки исполняет пронзительное одиночество своего милого героя матроса Жевакина. Анучкин, блестяще сыгранный Романом Кирилловым, человек, ищущий в жизни волшебное, в данном случае - чтобы жена знала по-французски. И так и проживающий жизнь, не отыскав невероятного.
Очень сложная задача стояла перед Сергеем Виноградовым, играющим Яичницу. Как сыграть вполне себе современного, молодящегося мужчину так, чтобы зритель не насмехался над ним, а жалел? Мне кажется, получилось. Не знаю, как он это делает: Сергей Виноградов - большой актер. Все тоже одиночество проглядывает за самоуверенностью и деловитостью его героя.
Марина Кондратьева с помощью режиссера превратила небольшую, в общем, роль тетки Агафьи Тихоновны в судьбу. Судьбу молодящейся, красивой женщины, которая категорически не хочет расставаться со свой юностью, пытаясь устроить жизнь, если не себе, так племяннице. В этой тетке много всего - и материнская любовь, и гнев, и стремление быть молодой. Интересно разгадывать.
Хороший спектакль - это тот, в котором не скучно разбирать актерские работы, потому что они - суть. Огнедышащий актер Валерий Яременко играет невероятного Кочкарева. Всегда возникает вечный вопрос: а чего вдруг Кочкарев решил помогать Подколесину жениться? Яременко предлагает несколько ответов на выбор. Рыдая, его герой рассказывает о прелестях семейной жизни. Судя по всему, у него самого она не задалась, иначе вряд ли бы он проявлял лирические чувства к Агафье Тихоновне. Кочкарев плачет от того, что его жизнь прекрасна, и хочет, чтобы столь же чудесно все сложилось у его друга? Или потому, что ведает, насколько может быть ужасна семейная жизнь и не хочет страдать один? Яременко делает невозможное: он темпераментно играет боль человека. И у него получается.
И, наконец, Подколесин в исполнении Александра Яцко. Блестяще и неожиданно. Или, может быть, именно потому блестяще, что неожиданно. Яцко играет человека, который привык к своему одиночеству, к своей роли не участника, а наблюдателя жизни. Он спокоен, выдержан, не эмоционален, и при этом от него не оторвать взгляда.
Яцко играет человека, который знает, как стоит жить. И пусть все вокруг твердят, что жить надо (то есть принято) по-другому, он может даже заставить себя в это поверить, ведь вообще соглашаться проще, чем спорить. Но все равно все закончится тем, что Подколесин выпрыгнет в окно - к нам, в зрительный зал. И через зал быстро пойдет в свою привычную, одинокую жизнь. Есть такие люди, для которых стагнация - синоним счастья.
А Агафья Тихоновна останется одна в красивой свадебной одежде посреди сцены. И хор споет в ее честь печальную песню. И мы, зрители, подумаем, что за одиночество всегда кто-то в ответе, хотя бы сам человек. Часто и не он один.
Вот вам на сцене - много людей. Не плохих. И даже хороших. Но все одиноки. Даже прислуга в доме (слуг точно и внятно сыграли Камиля Фасахова и Александр Попело). Как же так? Почему столько одиночества среди хороших людей?
Современный спектакль поставил Евгений Марчелли. Про нас.