С нового учебного года стартует эксперимент с оценками за поведение: где он будет проходить и что о нем думают учителя

С 1 сентября в школах шести регионов России будут выставлять оценки за поведение
В школах шести регионов России с нового учебного года стартует эксперимент по выставлению оценок за поведение.
Подходы к оценке поведения в начальной школе, средней и старшей должны различаться: разный возраст - разный уровень сознательности детей.
Подходы к оценке поведения в начальной школе, средней и старшей должны различаться: разный возраст - разный уровень сознательности детей. / РИА Новости

Как заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов, в качестве пилотных регионов выбраны Чеченская Республика, Республика Мордовия, Новгородская, Ярославская, Тульская области и Луганская Народная Республика. С 2026 года эту практику планируется применять уже повсеместно.

"Мы берем четыре месяца на апробацию. Будем смотреть различные варианты, как выставлять оценку, кто ее будет выставлять, какие использовать критерии. Действовать нужно очень выверенно", - подчеркнул министр. Итоги этого короткого эксперимента будут обсуждаться с учителями и родителями.

После апробации, скорее всего, будет подготовлен законопроект, об этом министр тоже упомянул. Словом, все идет к тому, что оценки за поведение в школе пропишут в законе.

Еще одна головная боль для родителей или рабочий способ угомонить хулиганов? Какие будут последствия - снижение годовой оценки или исключение из школы?

Напомним, разговор о возврате в школу оценок за поведение начался в марте прошлого года. На заседании Совета по правам человека его глава Валерий Фадеев сказал, что оценка за поведение поможет справиться с неуважением к учителям, буллингом и драками. Инициативу поддержал президент России Владимир Путин. Глава государства отметил: если возвращать оценки за поведение, то так, чтобы они были равноценны с другими оценками и влияли на что-то. Позже президент поручил обсудить целесообразность возвращения такой оценки. Эксперты и родители высказывали разные мнения, в том числе и на страницах "Российской газеты", особо отмечая, что для такой оценки нужны очень четкие и строгие критерии. Ведь "двойка" за болтовню и "пара" за драку с синяками - это совсем разные истории.

- Выставлять оценки за поведение впервые начали еще в XIX веке. Такая практика существовала как в Российской империи, так и в советский период, претерпевая изменения вплоть до ее отмены в 1989 году, - рассказала "Российской газете" заведующая лабораторией прикладных и фундаментальных научных исследований Института воспитания Юлия Евграфова. - С тех пор и ведутся дискуссии на тему - нужно ли возвращать оценки за поведение в школу. Так что же такое оценка за поведение и что она дает?

- Оценка за поведение для ребенка - это своего рода обратная связь, некий ориентир, напоминающий о том, что у любого поступка, любого поведения есть последствия - позитивные или негативные, - говорит Евграфова. - Это дисциплинирует, приучает быть ответственным, что особенно важно для детей, которые не всегда могут спрогнозировать, как аукнется тот или иной их выкрутас.

Оценка за поведение ни в коем случае не должна восприниматься как карательная мера. Прежде всего это сигнал для самого ученика, его родителей, учителей и школьных психологов

Кстати, в исследовании ценностных ориентаций молодежи за 2023 год, которое провел Институт воспитания, четко видно: запрос на подобные меры контроля есть со стороны значительной части родителей, педагогов и даже самих школьников.

- Ключевой момент: оценка за поведение ни в коем случае не должна восприниматься как карательная мера, - подчеркивает Юлия Евграфова. - Прежде всего это сигнал для самого ученика, его родителей, учителей и школьных психологов. Сигнал, что на поведение необходимо обратить внимание. Ведь "плохое" поведение может быть вызвано разными факторами - от потребности во внимании до проблем со здоровьем. Оценка должна стать поводом для диалога и оказания помощи, а не для наказания.

Мнения

Зимфира Юсупова, учитель начальных классов Республиканского центра дистанционного образования детей-инвалидов, Нефтекамск:

- В школе, где обучаются дети-инвалиды, очень сложно ввести объективную систему оценки поведения, учитывая особенности развития и социализации каждого ребенка. Необходимо разработать гибкие критерии, принимающие во внимание индивидуальные потребности и возможности учеников с ограниченными возможностями здоровья. Подходы к оценке поведения в начальной школе, средней и старшей должны различаться: разный возраст - разный уровень сознательности детей.

Юлия Симакова, учитель математики Новосадовской школы "Территория Успеха", Белгородская область:

- Следует признать: в современных условиях применение исключительно количественной оценки не решит проблему агрессии, буллинга и неуважительного отношения к учителям и одноклассникам. Школам нужны комплексные меры правовой защиты и социальной поддержки. Особое внимание следует уделить работе с причинами девиантного поведения, которые, увы, часто идут из семьи. Именно работа с семейными факторами риска может стать ключевым направлением в профилактике асоциальных проявлений среди детей.

София Походий, учитель русского языка и литературы школы N 33 с углубленным изучением отдельных предметов, Петропавловск-Камчатский:

- Одна из функций оценки за поведение - формирование так называемых социально-поведенческих навыков. То есть оценки задают критерии не только правильного поведения в классе, но и умения себя вести с другими в обществе, государстве, в целом. А значит, это не просто определенный балл, это метод, который используется для оценки поведения человека в определенной ситуации.

Но, на мой взгляд, это не единственный способ оценить поведение ребенка.