"Майя Плисецкая - человек правды, она с этим родилась". Какой запомнилась балерина журналисту Николаю Ефимовичу

Ровно 10 лет назад не стало великой балерины Майи Плисецкой
Феномен великой Плисецкой, ушедшей от нас 10 лет назад, давно преодолел рамки балета. Остались и созданные специально для нее партии, и удивительная история их с Родионом Щедриным любви, и многолетняя преданность ей кутюрье Пьера Кардена, и множество еще связанных с ней историй, и даже ее острые словечки - бесконечный шлейф большого человека с яркой судьбой.
Майя Плисецкая в балете на музыку Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта". Большой театр СССР (ныне Государственный академический театр оперы и балета России).
Майя Плисецкая в балете на музыку Сергея Прокофьева "Ромео и Джульетта". Большой театр СССР (ныне Государственный академический театр оперы и балета России). / Михаил Озерский/ РИА Новости

Николай Ефимович - заслуженный журналист России, председатель Телерадиовещательной организации Союзного государства (телеканал "БелРос") - много лет общался с Майей Михайловной, выпустил книгу своих интервью с "Рыжим лебедем", снял двухсерийный документальный фильм "Майя Плисецкая, которую мы не знали", ставший лауреатом международного Ялтинского телекинофорума и Сочинского кинофестиваля "Победили вместе" (спецпремия имени Святослава Бэлзы - за лучший фильм о культуре). Сейчас он готовит к изданию первую подробную биографию Плисецкой в серии "ЖЗЛ".

Как случилось, что вы познакомились с Майей Михайловной?

Николай Ефимович: Я не балетный критик. Студентом - я учился на журфаке Белорусского госуниверситета - впервые увидел вживую балет, услышал оперу… Да, у меня нет музыкального образования, но про Плисецкую помню с тех времен. Все просто - как-то по телевизору давным-давно увидел репортаж в программе "Время" - был очередной юбилей Плисецкой, она стояла в кадре с золоченой трубкой - никогда я потом не видел ни этой золоченой трубки, ни золоченого телефона, ничего помпезного, ей претило все это. Но тогда она была в роскошном отеле, в изумрудном костюме, вся такая неземная.

Потом, много лет спустя, когда я допытывался у нее об этом репортаже, она так и не вспомнила, где его снимали. Однако мне запомнилось. Потом мне в руки попал альбом о Большом театре и Плисецкой - но все же она оставалась для меня далекой-далекой звездой. Невозможно было и представить, что я когда-нибудь с ней познакомлюсь. Тогда я заканчивал учебу в университете и ждал распределения в белорусскую районную газету. Так и случилось…

И все же - судьба вывела?

Николай Ефимович: Да, это было совсем в другие времена. В девяностые Плисецкая объявила, что уезжает в Мюнхен вместе с мужем, большим русским композитором Щедриным, - там их ждут дела, нотное издательство. Но в России они продолжали бывать. Году в 1994-м Имперский балет Гедиминаса Таранды, с которым тогда сотрудничала Майя Михайловна, приехал в Нижний Новгород. А там неплохой театр оперы и балета, старинный, даже лучше драматического. Я как собкор большой столичной газеты пошел на пресс-конференцию. Плисецкая была немногословна и явно не в настроении - но это была великая Плисецкая, сидевшая совсем рядом! По окончании подошел, на ходу придумал незамысловатую легенду, будто бы жена и дочь, ее поклонницы, домой не пустят без фото с Плисецкой - тогда еще не говорили "селфи". Она посмотрела своими невероятными глазами - и вдруг ответила: "хорошо". Уже фотографируясь, спросила, откуда я? Узнав, что из "Комсомолки", вдруг предложила: "А я бы вообще хотела поговорить с вами. Завтра. Вы идете сегодня на вечер?"

"У нас были такие добрые отношения, что она могла просто позвонить: здравствуйте, Колечка, как дочка, где бывали, что смотрели. Наверное, это удивительно". Фото: Из архива Николая Ефимовича

Билетов у меня не было, их было не достать - но она все решила. Тогда-то я впервые и увидел ее "Умирающего лебедя" - он завораживал. На следующий день приехал в гостиницу к Плисецкой. Она прочитала в нашей газете довольно "желтую" публикацию, в которой пересказывались слухи о якобы романе Щедрина и австрийской актрисы и оперной дивы Марии Шелл… Можно понять, что Майю Михайловну это задело: она не допускала даже тени подобных мыслей. Вообще потрясающий факт - как они с Родионом Константиновичем смогли - при двух таких взрывных характерах - прожить в любви больше пятидесяти лет… Но тогда, спасибо обстоятельствам, я гордо прошествовал мимо толпы поклонников прямо к Плисецкой…

Майя Михайловна - человек правды, она с этим родилась. Мы проговорили часа четыре - не только о публикации, взволновавшей ее. Подготовив интервью, отправился к ней уже в Москву: договаривались, что покажу текст. И пробыл полдня в их с Щедриным квартире - в том самом доме Большого театра, где сейчас уже музей-квартира.

Оказалось, что до сих пор о ней нет полноценной биографической книги - хотя, конечно, есть множество людей, близких к ней

Это была не последняя ваша встреча и беседа с ней - читала и правила она свои интервью благосклонно?

Николай Ефимович: Во всяком случае, внимательно. Обращала внимание даже на запятые. Стиль у нее удивительный. Сейчас, работая над книгой, в архиве перерыл все ее статьи - там есть невероятные находки. Например, журнал "Юность" заказывал ей статью "Быть счастливым" - к балету это не имело прямого отношения, но она писала, рассуждала. Причем так, что это и сегодня актуально… А в том первом интервью она в целом оставила все, как есть. Убрала лишь упоминание о своем давнем браке с Марисом Лиепой. Про Марию Шелл - известную актрису и звезду немецкого кино - рассказала: она друг семьи. Был даже случай: Плисецкой предложили возглавить балетную труппу в Риме, контракт заключило Минкультуры СССР, ее поселили в отеле - и заглянувшая к ней Мария Шелл возмутилась, что Плисецкая живет в таких условиях - и даже сняла для нее номер поприличнее. Плисецкая рассказывала и про то, как у Марии Шелл потом наступил период тяжелой депрессии, доходило до крайностей - все это Плисецкая не вычеркивала… С тех пор мы и стали общаться.

Шаг за шагом?

Николай Ефимович: И год за годом. Она дала свой мюнхенский телефон, и у нас уже были такие добрые отношения, что она могла просто позвонить: здравствуйте, Колечка, как дочка, где бывали, что смотрели. Наверное, это удивительно. Ну да, я совершенно не балетный человек, все беседы с ней были простыми человеческими разговорами. Но - со звездой. Как оказалось, не холодной - теплой.

Государственный академический Большой театр СССР. Советская балерина Майя Плисецкая в хореографической миниатюре "Умирающий лебедь", поставленной на музыку К. Сен-Санса. Фото: Михаил Озерский/ РИА Новости

Вы готовите книгу о ней, биографию великой балерины в серии "Жизнь замечательных людей"…

Николай Ефимович: Да, оказалось, что до сих пор о ней нет полноценной биографической книги - хотя, конечно, есть множество людей, близких к ней и - скажу, чтоб вам приятней было, - балетных знатоков и критиков. Недавно, скажем, вышла книга Вадима Верника - но и она построена лишь на его воспоминаниях о том, как он приезжал на пять дней с телевизионной группой в Финляндию во время ее гастролей в начале 90-х, не в самые радостные времена для нашей культуры. Тогда у него вышел телерепортаж, осталось много записей и впечатлений… Немало интересного и в недавно изданной книге Инессы Плескачевской. Словом, мне показалось, что для такой работы о балерине Плисецкой одних моих воспоминаний о встречах и разговорах с ней недостаточно, и я отправился в архив - в знаменитый Госархив литературы и искусства (РГАЛИ). Спасибо его замечательному директору Ольге Шашковой и ее невероятным сотрудникам, которые очень помогли в этой многомесячной работе.

Вазочка от Лили Брик в подарок Щедрину. Фото: Из архива Николая Ефимовича

И все-таки вы ведь не обойдетесь без своих воспоминаний?

Николай Ефимович: Конечно, ужасно жаль, когда видишь, как много остается неиспользованного - и интересного! На телевидении уже восемь лет, и понимаю, что за жесткой рамкой фильма, даже документального, остается больше заданного, все попытки героя разговорить, вывести на что-то сокровенное. Вот, например, известные слова Плисецкой: "Я не танцую балет, я танцую музыку". А что за ними?

На очередной ее юбилей понадобилась "Кармен-сюита". Оказалось, что в Москве знает партию только Настя Волочкова. Она была тогда в хорошей форме, прима Большого театра. Плисецкая стала репетировать с ней. Волочкова делала все вроде бы идеально - но не хватало чего-то. Чего? Химии, магии, ради которых люди ходят в театр и которые были всегда вокруг Майи Михайловны. И вот тогда Плисецкая - а она была очень нетерпелива - не выдержала и, несмотря на свой уже почтенный возраст - пошла показывать сама. И все - присутствующие ахнули. Она возникла будто ниоткуда - магия. Как призналась в нашем фильме Катерина Новикова, тогдашний руководитель пресс-службы Большого театра, "это был такой сексапил", который молодым балеринам и не снился!

Но передать в книге магию ее танца - непростая задача?

Николай Ефимович: Задача эта, кажется, самурайская - написать про великую балерину, о которой сказано если не все, то почти все, - что-то иное и важное. Полгода работы в архивах открыли просто море всего - и человеческого, и искусствоведческого. Вот кто-то принял ее Чайку и Кармен, а кто-то - категорически нет...

В архивах действительно есть письма возмущенных зрителей к Плисецкой?

Николай Ефимович: Да, я их читал, так прямо и писали: "Вы же великая балерина, что же вы порнографию танцуете?" Самое смешное, что она их сохранила. Зачем? Когда-то этими "зачем" я ее мучил много вечеров. Теперь, кажется, понимаю. Волны восхищения необходимы, но в какой-то момент становятся рутиной. Скучно, все превращается в ритуал и ускользает живое… Это живое и хранилось у нее в обширной переписке со зрителями. Писали ей самые разные люди, узнавали как-то ее адрес. Кто-то знал ее маму Рахиль Михайловну, пока она была жива, - и через нее тоже передавали письма.

Знаменитые фарфоровые гвоздики, подаренные Майе Робертом Кеннеди. Фото: Из архива Николая Ефимовича

Это и есть - народная любовь?

Николай Ефимович: Причем без всякой иронии - и стремительная, такая, кажется, сегодняшним кумирам соцсетей на час и не снилась... О Плисецкой, конечно, писали, хотя с самого начала у нее случались трения с верхами всех мастей и уровней. Когда Плисецкая окончила хореографическое училище и ее взяли в театр, она неслась на крыльях: теперь-то наконец - взлечу? Но ее поставили в кордебалет. Она пошла к дяде, знаменитому и авторитетному Асафу Мессереру, выяснять, в чем дело. Мессереры и Плисецкие - они все по характеру такие. Их короткий диалог остался в истории: "Но я никогда не танцевала в кордебалете!" - "А теперь будешь!".

И она начинала с кордебалета - хоть и очень быстро выросла.

Однажды "Огонек" сделал на разворот фоторепортаж с репетиции и обложку с юной балериной Майей. И все, Плисецкая свела с ума страну - и тех, кто был в театре, и тех, кто никогда еще не бывал. Ей стали писать солдаты, учителя, заключенные, штукатуры, водители. Не только восхищались роковой красавицей - стихи писали. Обращались за практическим советом. Как попасть на ее спектакль в Большой театр? И даже всерьез - как жить? Некоторые писали по многу раз, просили фотокарточку с автографом. Причем не только советские читатели - писали из Европы. Что меня изумило - она многим отвечала, вступала в переписку - это видно по письмам тех, кто ей писал.

Ее магия возникала будто ниоткуда. Фото: РИА Новости

Да ведь у нее времени вечно не было?

Николай Ефимович: Бог знает, где она брала время! Но письма писать любила. Василий Катанян, сын Катаняна-старшего, мужа Лили Брик, однажды познакомился с Майей - и какая у них началась удивительная переписка! Он первым сделал о ней документальный фильм. На этот его фильм о Плисецкой - с громадной афишей на кинотеатре "Художественный" - зрители просто валом валили… Большая часть личной переписки Плисецкой, которая находится в РГАЛИ, до сих пор закрыта. Это решение Плисецкой и Щедрина, их законное право. Они по отдельности сдавали свои бумаги в архив - а часть архива оставили в Берлине. Как многие из нас, были уверены - у немцев-то точно ничего не пропадет.

Берлинский архив я не изучал, но есть подозрение, что самое интересное все-таки у нас - в Бахрушинском и в РГАЛИ. Например, Майя Михайловна всю жизнь вела дневники. Есть даже школьные дневники и рисунки - я их просматривал.

Чем-то похвастаете?

Николай Ефимович: Вот, например, могу показать фото. Смотрите, это знаменитые фарфоровые гвоздики, подаренные ей Робертом Кеннеди. Они, кстати, в один день родились - 20 ноября. Между ними была взаимная симпатия, ничего другого... А вот ее последние пуанты. А вот подлинный реквизит Кармен - маска, роза, кастаньеты, использовавшиеся во время спектакля. А вот ваза, подаренная Лилей Брик - Щедрину с подписью: "Пей, да дело разумей. Робику от Л". Оказалось, настоящее имя Родиона Константиновича Щедрина другое, в детстве его назвали Робертом. Хотя документальных подтверждений этому пока что не нашел… Одно могу точно пообещать: в книге (все-таки ЖЗЛ - прославленная серия!) будет много неожиданного и сверхинтересного. Такой Плисецкую многие точно не знали.