Легенда, покорившая российскую сцену

Китайская хореография стала ярким событием весеннего театрального сезона
Китайская танцевальная драма "Вин Чун: Легенда о мастере Кунг-Фу" собрала аншлаги в Большом и Мариинском театрах. Боевые искусства, веками ассоциирующиеся с культурой Китая, получили неожиданное, но эффектное сценическое воплощение - в оригинальной китайской танцевальной драме, объединившей элементы боевых искусств и классической хореографии. Постановка Шэньчжэньского театра оперы и танца вызвала восторг у российских зрителей, став ярким событием весеннего театрального сезона.
Спектакль "Вин Чун" оказался близок и понятен зрителю: российская публика внимательна к тонкостям сценического языка.
Спектакль "Вин Чун" оказался близок и понятен зрителю: российская публика внимательна к тонкостям сценического языка. / Предоставлено China Daily

С 25 апреля по 1 мая спектакль прошел шесть раз - трижды в Большом театре в Москве и столько же в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Во всех случаях залы были полными, а аплодисменты не стихали еще долго после финального поклона.

Когда ушу превращается в искусство

Главный герой спектакля - легендарный мастер боевых искусств Ип Ман, прославившийся как один из учителей Брюса Ли. На сцене его образ воплотил 26-летний Чан Хунцзи, ведущий танцовщик труппы из Шэньчжэня. По признанию артиста, перед гастролями в России у него были сомнения: поймет ли местная публика философию и эстетику, лежащие в основе китайского боевого искусства? Но уже после первых оваций стало ясно - "Вин Чун" оказался близок и понятен зрителю.

"Мне было очень важно выступить именно в этих исторических театрах, - рассказал Чан. - Это честь и огромная ответственность. Россия - страна с богатейшими балетными традициями, и я многому учился у местных мастеров". Несмотря на отсутствие у него собственного опыта занятий ушу, Чан ежедневно по 10 часов отрабатывал движения, сочетающие элементы танца и боевых искусств. По его словам, задача стояла непростая - передать на сцене одновременно и грацию, и силу, и философскую глубину боевого искусства.

Как юноша стал мастером

Одним из главных вызовов для Чана стало воплощение образа пожилого, мудрого мастера, каким был Ип Ман. Чтобы достоверно сыграть человека, прожившего долгую и насыщенную жизнь, танцовщик начал с глубокого погружения в эпоху: читал книги, смотрел фильмы, изучал исторические документы.

"Я особенно внимательно следил за тем, как его образ передают в кино, - признается он. - Пытался уловить жесты, выражения лица, интонации. Но самое главное - понять внутреннее состояние".

Помогло то, что в одном он с Ип Маном был схож - в страсти и самоотдаче любимому делу. Именно это качество позволило молодому артисту настолько точно передать характер великого мастера.

Культура как дипломатия

Премьера драмы "Вин Чун: Легенда о мастере Кунг-Фу" в России прошла в рамках перекрестных Годов культуры Китая и России 2024-2025 гг., и стала важным шагом в развитии культурного диалога между двумя странами. Организаторы организовали встречи труппы с ведущими российскими балетными артистами. Это стало уникальной возможностью для взаимного обмена опытом. По словам Чан Хунцзи, он с юности восхищался русским балетом, внимательно изучал видеозаписи выступлений и черпал вдохновение из пластики и техники отечественных танцовщиков. Возможность пообщаться лично с балетными звездами стала для него настоящим подарком.

Премьера драмы "Вин Чун: Легенда о мастере Кунг-Фу" в России прошла в рамках перекрестных Годов культуры Китая и России 2024-2025 гг.

Шэньчжэнь - современный мегаполис

Проект "Вин Чун: Легенда о мастере Кунг-Фу" поддерживается администрацией города Шэньчжэня - одного из важных экономических и технологических центров Китая. За 45 лет этот город, бывший ранее рыбацкой деревней, превратился в мегаполис с населением более 17 миллионов человек.

Шэньчжэнь стремится через искусство донести до мировой аудитории колорит местного предпринимательства, упорства и инноваций. Спектакль - часть этой стратегии.

Действительно, история мастера Ип Мана - не просто рассказ о боевых искусствах.

Это повествование о преодолении трудностей, внутренней дисциплине, уважении к традициям и стремлении к гармонии - ценности, которые находят отклик в самых разных культурах.

Мост между Востоком и Западом

Успех драмы "Вин Чун: Легенда о мастере Кунг-Фу" в России - не единичный случай. Ранее постановка с успехом прошла в Сингапуре, Великобритании и Франции. Всего за год с момента премьеры в декабре 2022 года спектакль был показан около 250 раз, собрав восторженные отзывы и критиков, и зрителей.

Возможно, из-за того, что традиции театра и балета в России особенно сильны, а зритель привык воспринимать не только внешнюю красоту, но и внутренний посыл, российская публика оказалась особенно внимательной к тонкостям сценического языка.

Подготовлено China Daily