"Предстоит еще большая работа": авиаконструктор оценил десятый полет импортозамещенного "Суперджета"

"Суперджет" с российскими двигателями выполнил десятый полет
Опытный образец самолета "Суперджет" с российскими двигателями ПД-8 успешно выполнил десятый полет: на высоких скоростях и максимальной высоте. Впереди у него еще не один десяток летных испытаний, но в целом они показывают, что все идет по плану, отметил экс-конструктор "Сухого" Вадим Лукашевич.
Самолет еще предстоит испытать в разных режимах, климатических зонах и погодных условиях.
Самолет еще предстоит испытать в разных режимах, климатических зонах и погодных условиях. / РИА Новости

Десятый полет "Суперджета" длился 3 часа 20 минут, машина достигла скорости 0,81 Маха и два с половиной часа держалась на высоте 12,2 тыс. метров. В Объединенной двигателестроительной корпорации сообщили, что на таких высотах, скоростях и перегрузке двигатели ПД-8 испытаны в составе самолета впервые и на всех режимах продемонстрировали устойчивую работу. Так, на максимальной высоте летчики-испытатели проверили топливную эффективность маршевой силовой установки. На средней высоте оценили работоспособность двигателя на нулевой нормальной перегрузке. Кроме того, по программе испытаний был достигнут режим невесомости.

Десятый полет "Суперджета" длился 3 часа 20 минут, машина два с половиной часа держалась на высоте 12,2 тысячи метров

Испытания первого опытного образца "Суперджета", оснащенного системами и агрегатами российского производства и франко-российскими двигателями SaM146, начались в прошлом году. В марте этого года присоединился второй борт с отечественными двигателями ПД-8 и частично системами импортного производства. Третий опытный образец "Суперджета" присоединился к летным испытаниям в конце апреля. На лайнере заменили порядка 40 импортных систем и агрегатов, включая важнейший компонент - двигатели. Гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации Вадим Бадеха тогда сообщил, что закончить сертификационные испытания планируется до конца года, чтобы с 2026-го начать поставки в авиакомпании.

Как рассказал "Российской газете" Вадим Лукашевич, сертификационная программа подразумевает, как правило, десятки, если не сотни полетов: в разных режимах, климатических зонах и погодных условиях.

"Десятый полет можно сравнить с третьим днем, как годовалый ребенок научился ходить. На самом деле, это нормальный естественный процесс. Самолет еще предстоит испытать в условиях высокогорья, пустыни, моря, совершить посадку в заснеженном Норильске и на мокрую полосу. Самолет должен быть всеклиматическим и всепогодным. Поэтому предстоит еще большая работа", - сообщил авиаэксперт.

Работа двигателей, по его словам, сильно зависит от скорости и высоты, поэтому так важно проверить взлетные и крейсерские режимы, расходы топлива. И испытания показывают, что все идет по плану, двигатели хорошо работают не только на требуемой для полетов высоте в 10-11 километров, но и на 12-ти.

"Самолет с нуля разрабатывается в среднем за 5-8 лет, а двигатель - за 10-15 лет. Именно поэтому всегда и везде двигатели создаются с опережением. Помимо уже существующих ПД-8 и ПД-14, сейчас ведется работа над ПД-35. То есть у нас создается мощный двигатель и пока даже неизвестно, под какой самолет. Возможно, дальнемагистральный пассажирский, а может быть, военно-транспортный. То, что полетел "Суперджет" с нашими двигателями, - это очень хорошо, но гораздо важнее то, что в стране появится целая линейка отечественных авиадвигателей, которые можно поставить на существующие самолеты, улучшив их характеристики, и создать задел на будущее", - отметил экс-конструктор "Сухого".

В конце апреля заводские доводочные испытания начались для среднемагистрального самолета МС-21. А 7 мая опытный образец, оснащенный отечественными системами и двигателями ПД-14, совершил беспосадочный перелет из Иркутска в подмосковный Жуковский для проведения сертификационных испытаний в рамках программы импортозамещения.