
Первую группу детей китайских коммунистов разместили в Международном детском доме в Монино под Москвой. Осенью 1940 года после закрытия этого учреждения всех воспитанников перевели в Ивановский интердом, что был в 300 километрах от Москвы, там дети китайских коммунистов оставались до возвращения в Китай.
Ивановский интернациональный детский дом, известный как "красная колыбель", стал особой школой исключительного значения. Основанный 1 мая 1933 года, он был открыт в тот период, когда Советский Союз как "старший брат" мирового коммунистического движения стремился помочь революционерам всего мира, взяв на себя заботу об их детях.

В исторической справке Интердома указано: "В 1933 году по инициативе членов Международной организации помощи рабочим и при активном участии Елены Стасовой открылся интернациональный детский дом для детей, чьи родители оказались в тюрьмах стран с реакционными и фашистскими режимами". История Ивановского интердома как зеркало отразила все перипетии XX века. Большинство воспитанников Интердома приехали из Китая - всего 115 детей, это пятая часть от общего числа воспитанников. Здесь учились и жили дети старшего поколения китайских революционеров: Мао Цзэдуна, Лю Шаоци, Чжу Дэ, Цюй Цюбо и других, здесь они провели свое детство. Именно этих людей впоследствии называли "китайские ивановцы".
Цай Ни - дочь китайских коммунистов Цай Хэсэня и Сян Цзиньюй - вспоминала: "Когда узнавали, что в Интердоме живут дети из разных стран, чьи родители погибли, сосланы или заключены в тюрьмы, нас представляли угрюмыми и плачущими. Но на самом деле советские люди окружили воспитанников такой заботой и вниманием, что мы жили здесь счастливо. Такая жизнь помогла нам забыть горе и наполнила наши дни радостью".

Все воспитанники изучали русский язык в качестве обязательного предмета наряду с другими дисциплинами: географией, историей, математикой и физикой. Интердом сделал все, чтобы создать лучшие условия для всестороннего развития детей, организуя разнообразные кружки и секции - музыкальные, художественные, в свободное от учебы время воспитанники также занимались рукоделием, шитьем, танцами и даже военной подготовкой.

Особое место в учебном плане Интердома было отведено изучению Конституции СССР. При этом чтобы дети не забывали свои корни, в учреждении работали специальные преподаватели, которые обучали воспитанников их родному языку, знакомили с историей и культурой их стран, помогая понять великое дело, за которое боролись их родители.
Чай Эли родилась в Москве в 1938 году. Имя "Эли" напоминало русское имя "Оля". Дед ее героически погиб в боях Северо-Восточной антияпонской армии, отец пал в боях антияпонской опорной базы "Цзинь-Ча-Цзи", а мать умерла от болезни во время работы в Яньане. Несмотря на то что Чай Эли рано осталась сиротой, она нашла теплоту семейного очага в Ивановском интернациональном детском доме.

"Мы - дети разных рас - носили одинаковую одежду, говорили на одном языке и жили в дружной, любящей нас семье, - вспоминала Чай Эли. - Интердом уделял большое внимание трудовому воспитанию: мальчики обучались столярному делу, девочки - ткачеству. Преподаватели учили нас ухаживать за курами и коровами, выращивать овощи, собирать картошку". Чай Эли часто помогала учителям заниматься глажкой и уборкой, за что ее ласково прозвали "маленькой хозяюшкой".
Согласно воспоминаниям Сяо Лиана (сына китайского революционера, писателя и общественного деятеля Сяо Саня), "в Интердоме царил подлинный интернационализм и коллективизм - никаких различий по национальности или цвету кожи, мы все чувствовали себя братьями и сестрами, это было совершенно естественно".
Однако жизнь воспитанников Интердома не всегда была безоблачной. В 1941 году с началом Великой Отечественной войны некогда спокойная жизнь закончилась.
До войны помимо основных приемов пищи дети ежедневно получали молоко и печенье, но с началом войны они не понаслышке узнали, что такое голод. Чэнь Цзутао (сын знаменитого генерала Китайской Красной армии Чэнь Чанхао), поступивший в Интердом в 1940 году, вспоминал: "Когда началась война, мы в основном питались одной картошкой. Только что выкопанные клубни варили в жестяном ведре, потом очищали от кожуры, посыпали солью и ели. Но даже картошки не было вдосталь, мы недоедали".
Несмотря на тяжелые военные условия, воспитанники Интердома всеми силами поддерживали фронт. Ли Доли (сын одного из основателей Северо-Восточной антияпонской объединенной армии), которому тогда было всего 7-8 лет, вместе с другими детьми ходил в госпиталь: ребята пели и танцевали для раненых, чтобы облегчить их страдания. "Ребята постарше, лет десяти, становились ополченцами, проходили военную подготовку, заготавливали древесину, шили обмундирование. А мы, младшие, ухаживали за ранеными: разговаривали с ними, стирали бинты, кормили их", - рассказывал Ли Доли.
В 1941 году Ли Тэтэ (дочь Ли Фучуня - партийного и государственного деятеля, бывшего заместителя премьера Госсовета КНР) как резервистка Красной армии проходила военную подготовку. На курсе стрельбы из ручных и станковых пулеметов она получила удостоверение пулеметчицы. В марш-бросках с полной выкладкой - а это 50 километров пешим ходом и 100 километров на лыжах - Ли Тэтэ ни разу не отстала.
Для решения проблемы с топливом старшие воспитанники Интердома заготавливали дрова. Норма была такая: для мальчиков - 2 кубометра в день, для девочек - 1,7 кубометра. Руки Ли Тэтэ и ее товарищей покрывались кровавыми мозолями, но никто не бросал работу.
Все дети Интердома помогали фронту по мере своих сил. Сегодня в его музее установлена мраморная мемориальная доска с именами 17 воспитанников, погибших в Великой Отечественной войне.
После победы во Второй мировой войне в 1945 году в Китае началась Освободительная война. Дети, оставшиеся за границей, постоянно скучали по дому. Сяо Сухуа, проживший в Интердоме около 10 лет, вспоминал: "В рекреации у актового зала мы повесили карту Китая. Услышав по радио, что Народно-Освободительная армия отвоевала очередной город, мы сразу же размещали на этом месте на карте маленький красный флажок".
Эти китайские дети, выросшие в Советском Союзе, с нетерпением ждали своего возвращения на Родину.

В конце июля 1950 года железнодорожный состав из Советского Союза медленно двигался к станции Маньчжурия. Но вот двери поезда открылись, на перрон высыпало 30 китайских детей. Они вернулись на родину, которую никогда раньше не видели, с любопытством оглядываясь по сторонам. В 20-30-е годы их отцы приезжали в СССР в поисках революционной истины - кто приезжал работать, кто учиться. Китайские воспитанники Интердома повторили путь своих родителей, они вернулись домой отстраивать свою историческую родину. Эти люди внесли выдающийся вклад в промышленное развитие Китая, в оборону, экономику, искусство и другие сферы. Чэнь Цзутао стоял у истоков китайского автопрома, Ло Сибэй способствовал развитию водного хозяйства, Хуан Цзянь воспитал нескольких мировых чемпионов по прыжкам в высоту, Сяо Лиан стал одним из первых подводных операторов Китая...
"Нужды Родины - вся моя жизнь" - этой убежденности придерживалась и Ли Доли, и другие китайские воспитанники Ивановского интернационального детского дома.
"Интердом стал нашей второй семьей, - отмечает Ли Доли. - История нашего взросления и жизни там стала свидетельством дружбы между нашими странами. Многие из нас стали посланниками народной дипломатии, укрепляя дружественные связи между Китаем и Россией".
В 1936 году родители Сяо Сухуа выехали из Маньчжурии и тайно отправились на учебу в Коммунистический университет трудящихся Востока имени И.В. Сталина (КУТВ). А в 1937 году в Москве у них родился Сяо Сухуа. Не успев дать ребенку имя, они экстренно вернулись в Китай для участия в революционной борьбе. В Ивановском интернациональном детском доме мальчика называли "Ли Чжун - Витя" - это имя сложилось на основе революционного прозвища отца и русского имени. Только после возвращения на родину, будучи уже подростком, он получил свое настоящее имя "Сухуа" (досл.: Советский Союз - Китай), именно так в честь китайско-советской дружбы назвал его отец.
Полюбив советский балет, Сяо Сухуа после возвращения в Китай посвятил себя преподаванию и исследованиям в этой области, всю жизнь способствуя культурному обмену Китая и мира. В 1980-х он вернулся в СССР на стажировку по специальности "балетмейстер", а затем активно внедрял в Китае еще неизвестную тогда симфоническую хореографию. Сяо Сухуа также создавал балетные постановки, вдохновленные китайской классикой - романом "Сон в Красном тереме", "Легендой о Белой змейке" и другими, представив китайский балет на мировой сцене. "Я хотел показать Западу, что китайская хореография ничуть не уступает западной и может вести равноправный диалог с мировым искусством", - отмечал он.

Сяо Лиан также многие годы посвятил культурному общению Китая и России. В 1985 году он приехал в Москву, где познакомился с представителями советской творческой интеллигенции. "Советских друзей очень интересовало китайское кино. Я привез фильм "Красный гаолян" и другие для показа в Союзе кинематографистов СССР и во ВГИКе. Поскольку фильмы были на китайском, я переводил их синхронно, - вспоминает Сяо Лиан. - Советские кинокритики были потрясены, проявили огромный интерес к стремительному развитию китайского кинематографа".
Впоследствии Сяо Лиан начал вести авторскую колонку в советских киноизданиях, знакомя читателей с китайским кинематографом, он также переводил на родной язык свежие советские фильмы и теории, которые затем обсуждались с преподавателями и студентами Пекинской киноакадемии.

На протяжении жизни "китайские ивановцы" никогда не теряли связь друг с другом. Они вместе отмечают все праздники, помогают друг другу в трудную минуту. При встречах они зачастую говорят по-русски, поют русские народные и советские песни, готовят борщ и вспоминают все эпизоды былой жизни в Ивановском интернациональном детском доме. Россия для них - это вторая родина и светлые воспоминания о годах юности, проведенных в Советском Союзе.

О награждении бывшего воспитанника Ивановского интернационального детского дома имени Е.Д. Стасовой юбилейной медалью "80 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." сообщило Генконсульство России в Гуанчжоу.
28 марта по поручению Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Китае Игоря Моргулова в соответствии с указом президента Российской Федерации В.В. Путина от 2 сентября 2024 года старший дипломат Генконсульства наградила бывшего воспитанника Ивановского интернационального детского дома имени Е.Д. Стасовой Ян Кунь-Витю (Ян Вэйцзя) юбилейной медалью.

21 марта в Посольстве России в Китае состоялась торжественная церемония награждения граждан Китая - бывших воспитанников Ивановского интернационального детского дома имени Е.Д. Стасовой юбилейными медалями "80 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". Как сообщила пресс-служба Посольства России в КНР, в своем выступлении Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Китае Игорь Моргулов отметил, что интердомовцы, разделившие с приютившим их Советским Союзом все тяготы военного времени, внесли свой посильный вклад в приближение Победы. Их личные свидетельства и воспоминания о военных годах - надежный залог сохранения исторической правды. Глава дипмиссии поблагодарил ивановцев за искреннюю любовь к России, которую они пронесли через всю жизнь и передают ее следующим поколениям.