Директор музея речного флота Александр Азовцев - о кораблях, которые помогли одержать победу в Сталинградской битве

Какой вклад внесли моряки в победу в Сталинградской битве
В преддверии Дня Победы директор Саратовского музея речного флота Александр Азовцев рассказал "РГ" о кораблях, которые участвовали в Сталинградской битве.

- В музее хранится память о земляках - волжанах, отдавших свои жизни в борьбе с фашистским нашествием, в экспозиции есть модели кораблей, которые принимали участие в Сталинградской битве.

На Волге было мобилизовано 15 пароходов, которые использовались в этом сражении.

- Пароход "Самара" не только выполнял буксирные и транспортные работы, но был и пожарно-спасательным кораблем на рейдах Сталинграда, - рассказал он. - Команда парохода спасала затонувшие суда, откачивала с них воду, тушила пожары.

Большую роль сыграл и пароход "Саратовский ледокол". В конце декабря 1942 года ледокол начал операцию по доставке фронту топлива по замерзшей реке. Всего было перевезено около 20 тысяч тонн. Суровые ледовые условия операции наложили свой отпечаток, на пароходе погнулись рули, винты, которые нужно было ремонтировать.

Хотя не было приспособлений, чтобы осуществить подъем такого тяжелого корабля, смекалка и находчивость речников позволили вернуть ледокол в строй.

Выдающуюся роль сыграла канонерская лодка "Чапаев". Пароход - буксир, который был приписан к заводу в Алексеевке, переоборудовали в канонерскую лодку. Буксировочные устройства сняли, укрепили палубу, на корабле установили дальнобойные орудия, зенитную пушку. Экипаж укомплектовали военными моряками.

За мужество и стойкость моряков во время сражения два волжских парохода "Чапаев" и "И. Усыскин" были награждены орденом Красного знамени.

Помимо перечисленных теплоходов, в Сталинградском сражении участвовали 14 военных бронекатеров, которые были оснащены ракетной артиллерией.

Более 30 тральщиков очищали Волгу от мин. Минная война начиналась сразу же после бомбежек, когда выставлялись мины, перегораживались судовые хода. На борьбу с минами были направлены усилия всех речников. Бакенщики семьями наблюдали, где и когда выбрасывают фашистские самолеты мины, обставляли мины специальными знаками и предупреждали проходящие суда.

Пароходы "П.И. Баранов" под командой капитана Ивана Каперина и "Волжская коммуна" с капитаном Чернышевым перевозили раненых из Сталинграда в Саратов и другие волжские города. В одной из экспедиций в эвакуации раненых участвовал пароход "Иосиф Сталин", которым командовал капитан Иван Рачков. Двум пароходам удалось пройти мимо участка берега, где немецкие войска прорвались на берег Волги. Капитаны выполнили маневры, уклоняясь от вражеского обстрела, а пароход "Иосиф Сталин" был подожжен и затоплен. Капитан Рачков погиб на посту, на капитанском мостике.

Пароход - буксир "Ласточка", которым командовал капитан Василий Крайнов перевез во время сражения 18 тысяч пассажиров и около 20 тысяч тонн грузов. Это небольшой пароход, но он сделал большие дела для Победы над врагом. В одном из рейсов капитан Крайнов был смертельно ранен, его место занял наш земляк из села Щербаковки механик Григорьев, его жена встала на место матроса, а дочь - на место механика. Втроем они благополучно завершили рейс и продолжали потом работать.

- Светлая вечная память речникам, погибшим во время Сталинградской битвы, - заключил Александр Азовцев.