"Вынужденная перестройка": как изменился рынок спецмашин после ухода западных брендов

Эксперт Гойхман: Импортозамещение на рынке спецмашин работает
Санкции, уход западных брендов и проблемы с поставками запчастей подтолкнули отечественных производителей специальных автомобилей к импортозамещению. Успешно замещен почти весь ассортимент техники. Инкассаторы, пожарные и бригады скорой помощи в большинстве своем уже используют машины отечественного производства.
Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Импортозамещение работает, и здесь у производителей просто не остается выбора, так как на рынке есть потребность в спецавтомобилях, говорит гендиректор "СТ Нижегородец" Владимир Гойхман. Его предприятие выпускает, в том числе, спецверсии автомобилей различного назначения: бронированных и машин скорой помощи. "Все надстройки и спецверсии сделаны российскими руками на российских мощностях", - отмечает он. Доля импортных комплектующих невелика и постоянно уменьшается. Сейчас, по словам эксперта, покупатель выбирает в большинстве случаев не исходя из своих предпочтений, а из того, что готов предложить российский рынок.

"В первую очередь это отечественные базы, потому что базы европейских производителей представлены на рынке скромно: речь идет об оставшихся на складах нескольких десятках автомобилей либо о машинах, завезенных по параллельному импорту. Последние - это дорого и неудобно, к тому же отсутствует разветвленная сеть по обслуживанию машин и выполнению гарантийных обязательств. Поэтому хочешь-не хочешь, а выбор ограничен либо базами отечественных производителей, либо китайскими базами, производимыми в основном в России", - пояснил он.

Гойхман добавил, что на замену ушедшим с российского рынка европейским брендам пришли китайские с почти таким же широким ассортиментом базовых машин. "По нашим оценкам, продукция российских и китайских производителей сейчас перекрывает 80-85% того ассортимента техники, который был на нашем рынке LCV три-четыре года назад. В ближайшей перспективе этот ассортимент будет замещен на 100%", - считает эксперт.

В качестве удачного примера импортозамещения он назвал российскую компанию Sollers, которая в достаточно короткие сроки сумела заменить ушедшие с рынка популярные автомобили Ford Transit моделями Atlant, Argo и их версиями. И таким образом не только практически заместила весь ассортимент Ford, но даже предложила такую продукцию, которой на базе Ford не было.

Спецмашинами отечественного производства пополняют свои автопарки инкассаторы, скорая помощь, операторы по вывозу мусора

Автопарк объединения "Росинкас", крупнейшего перевозчика наличных денег в России, сейчас насчитывает 3,1 тыс. спецавтомобилей, из них 205 - большегрузных. "До февраля 2022 года мы были дилерами Ford, бронировали машины ГАЗ и ВАЗ на собственном заводе, но в прошлом году закрыли это производство. Сейчас мы активно модернизируем свой парк, выбор остановили исключительно на отечественных автомобилях. В 2024 году закупили более 100 автомобилей, в основном это машины заводов ГАЗ и УАЗ", - рассказал президент "Росинкас" Василий Медведев.

В этом году программа обновления автопарка предусматривает закупку еще более 200 машин, в их числе "Лада Ларгус", "Соболь NN" и "УАЗ Патриот".

Парк мусоровозов почти полностью состоит из машин на базе КамАЗ, ГАЗ и МАЗ. Фото: Сергей Михеев

"Закупаемые авто мы бронируем в специализированных компаниях, у нас есть свои разработки в этом направлении. Например, прекрасно себя зарекомендовал автомобиль "Лада Ларгус". Инкассаторы довольны, потому что машина легкая, маневренная, расходов на содержание меньше, чем у старых зарубежных машин", - отметил он.

Парк большегрузных автомобилей "Росинкас" состоит в основном из КамАЗов, Iveco и Volvo. По обновлению крупнотоннажной техники объединение сотрудничает в основном с КамАЗом. "Мы отказались от идеи покупать китайские машины, потому что, во-первых, они дорогие. Во-вторых, более прихотливые, у них ограниченный срок эксплуатации. Есть проблемы с запчастями, поставки которых приходится ждать до полугода. Мы не можем позволить себе такой длительный простой. В целом, мы не готовы платить существенно большую сумму за китайский автомобиль, который потом будем эксплуатировать меньший срок, чем отечественный", - подчеркнул Медведев.

О том, что МЧС полностью перешло на пожарно-спасательную технику российского производства, глава ведомства Александр Куренков заявил еще в 2023 году. Парк мусоровозов тоже практически полностью состоит из машин отечественного и белорусского производства на базе КамАЗ, ГАЗ и МАЗ, сообщал ранее Российский экологический оператор. В мае стало известно, что автопарк московской скорой помощи пополнили 80 инновационных автомобилей отечественного производства. Благодаря гранту правительства Москвы, были созданы принципиально новые машины классов В и С на базе модели "Газель NN". При их разработке инженерам Горьковского автозавода помогали анестезиологи-реаниматологи и в результате, каждая деталь салона продумана с учетом клинических требований, потребностей медиков и пациентов.

Добровольно ушедшие с российского рынка спецтехники европейские и американские поставщики машин освободили свои ниши. Критической ситуации удалось избежать в результате слаженной и успешной работы государства, промышленников и бизнеса, считает эксперт Национальной технологической инициативы "Автонет" Игорь Мишин. По его мнению, тенденция на импортозамещение сохраняется для всех отраслей российской экономики и рынок спецтехники - не исключение, но говорить о полном отказе от импорта в автомобильной отрасли на данный момент пока преждевременно.

"Вопрос возвращения западных компаний в Россию волнует участников отечественного бизнеса, потребителей, ушедшие компании, государство. Нашим компаниям, безусловно, следует иметь преимущества перед иностранными. Российский рынок был и остается открытым, конкурентным. Ни одной компании не указывали на дверь, иностранные поставщики спецмашин добровольно принимали решения о своем уходе. Механизм возвращения ушедших ранее компаний прорабатывает минпромторг по поручению президента. Одно из таких условий уже известно - это локализация производства и учет национальных интересов. В ближайшее время мы узнаем больше деталей об этом", - отметил эксперт.

Транспорт