В ивановском селе-академии возродили вышивальный промысел

Необычная "изба-вышивальня" принимает гостей в старинном Холуе, известном своей лаковой миниатюрой и расписными лодками-фараонками с изображением русалок и рыб. Дюжина мастериц украшает салфетки, скатерти, блузки и платья тонкими узорами по мелкой сетке.
Спрос на народное, традиционное. крафтовое постоянно растет.
Спрос на народное, традиционное. крафтовое постоянно растет. / Татьяна Ткачева

До революции такие "кружевные" детали было легко встретить в крестьянском быту - на концах полотенец, подзорах и рукавах рубах. Сегодня это премиальный продукт. Искусство ивановской строчевой вышивки не вписалось в рыночную экономику и едва не кануло в Лету. Пять лет назад, в год столетия образования холуйской вышивальной артели, два молодых предпринимателя вернули ее к жизни, собрав оставшихся мастериц. На чем стоит "промысел 2.0", в котором соединились белорусский лен, китайские нитки и русская душа, выясняла "РГ".

Артель - фабрика - артель

Строчевой вышивкой по тонким тканям - льну, хлопку и даже шелку - местные женщины, в основном жены иконописцев, промышляли с XVII века. Они ориентировались на традиции владимирского монастырского шитья. Материал натягивали на пяльцы, размечали, выдергивали и обрезали нити так, чтобы получились ровные клетки. Затем эту решетку перевивали нитями того же тона и поверх нее вышивали рисунок. Как правило, геометрический. Но в фигурах угадывались цветы, снежинки, веточки рябины, львы и единороги, птицы Сирин и Алконост.

- Ивановская строчка похожа на крестецкую (промысел соседней Нижегородской губернии. - "РГ"), но там рисунок более крупный, объемный. А у нас "шаг" сетки исторически был очень маленький, от двух миллиметров (сейчас мы берем пять), - пояснила сотрудница "Холуйской строчевышивальной артели" Лиана Агеичева. - Использовались и другие техники - белая гладь, ришелье, тамбур (прорезной орнамент, затянутый сеткой).

В 1920-м в Холуе появилась артель вышивальщиц, которая в 1960-е стала полноценной фабрикой. Пятьсот мастериц работали вручную и на машинках: украшали одежду, постельное и столовое белье. Продукция расходилась по всему Союзу, шла на экспорт. После перестройки "Узоры Холуя" пытались удержаться на плаву, но за 20 лет штат сократился со 180 до четырех человек, и в 2003-м производство закрыли.

А во время локдауна о захиревшем промысле вспомнили основатели ООО "Традиции промысла" - одного из малых предприятий, которые занимаются холуйской лаковой миниатюрой. Александр Саков и Илья Семенов познакомились через Союз сельской молодежи. Один - художник, выпускник училища в Холуе. Другой окончил Ивановский химтех, защитил диссертацию и работал начальником отдела технического контроля на ткацком предприятии в Тейкове. Оба не имели отношения к бизнесу, но на "карантинном" досуге решили рискнуть и открыли свое дело.

Возрождать промысел решили с изделий, которые проще всего продать: салфеток, дорожек

- Сначала привлекли мастеров лаковой миниатюры. Потом возникла идея с вышивкой - стало обидно, что такое интересное ремесло не востребовано. Ведь в Ивановской области в советское время было целых 12 строчевышивальных артелей, - рассказал директор "Холуйской строчки" Илья Семенов. - Под крылом Строчпотребсоюза жилось легко: ткани, нитки и заказы поступали сами собой, до 60 процентов продукции уходило за рубеж, с оплатой не обижали… А в 1990-е стало непонятно, что и как продавать, где брать оборотные средства. В Холуе, например, до развала ССССР вышивали блузы из батиста, маркизета и шелка. А тут перешли на постельное белье с минимальным декором. Но наладить стабильный сбыт не смогли, как и многие другие подобные предприятия. Последней обанкротилась, наверное, Шуйская фабрика - в 2023 году…

В штат новой артели приняли несколько бывших сотрудниц старой холуйской фабрики и молодежь с профильным образованием. Если миниатюристам подходила надомная работа, то для вышивки пришлось оборудовать цех - так оборудование используется эффективнее, удобно и передавать опыт, и контролировать качество. Купили бревенчатый дом с резными наличниками, снесли поздние пристройки и перегородки, наладили печку (в сорокоградусные морозы она незаменима).

Образцы рисунков взяли из музея холуйского искусства, где сохранились фотографии мастериц и их работ. Старыми вышивками, книгами по шитью и кружевоплетению поделились и неравнодушные местные жители. А дальше артель обзавелась своим художником, чтобы делать эскизы по индивидуальным заказам.

Инвестиции в руки

С самого начала было понятно, что только ручной вышивкой сыт не будешь. Слишком узкая ниша, слишком дорогое производство. Стали собирать с миру по нитке вышивальные и мережечные машинки. Пригодились и бывшие в употреблении прямострочки с обычных швейных предприятий, которые распродают простые модели, переходя на новинки с автоматическими функциями.

- Нам эти функции не нужны, главное - хороший двигатель, - пояснил Семенов. - Забрали на рынке последние европейские машинки для мережки… До введения санкций новые образцы стоили по полтора миллиона рублей, такие вложения сложно отбить. Подержанные дешевле, и мы очень им рады, хоть и приходится завозить запчасти кружным путем… Вообще на каждом вышивальном производстве раньше стояло достаточно дорогостоящее бельгийское, немецкое, итальянское оборудование, которое не выработало весь свой ресурс. Мы выискивали такие варианты, например, с закрывшейся фабрики в Шуе вывезли машинку Baratto, которой 42 года. Она подходит для сложной вышивки гладью.

Часть оборудования на старте приобрела столичный блогер Виктория Шелягова, которая обосновалась в Холуе. Партнерство выглядело красивым, пока у учредителей не возник спор по поводу убытков. Блогер вышла из проекта вместе с купленными машинками, Саков и Семенов сбросились на зарплаты вышивальщицам, решив соинвесторов больше не привлекать.

- Мы были морально готовы к тому, что как минимум год уйдет на раскачку. Скорость и качество нарабатываются только с опытом, и пока новички набивают руку, их надо поощрять, чтобы не разбежались. Без притока молодежи предприятие зайдет в тупик. На большинстве предприятий НХП средний возраст сотрудников - за 60 лет. Когда люди выходят на пенсию, процесс останавливается, - рассуждает предприниматель.

На "Холуйскую строчку" приходят выпускницы Холуйского института лаковой миниатюрной живописи имени Н. Харламова. В прошлом году Семенов стал его ректором, поняв, что для развития бизнеса нужно сохранить в селе профильное образование:

- Профессиональной вышивке практически нигде уже не учат. В Городце золотное шитье погибает именно по этой причине. Несколько лет назад училище там пытались воссоздать - не нашли педагогов. Холую повезло, у нас есть Ирина Анатольевна Комиссарова, которая и в артели тон задает, и преподает в институте. Конечно, набор маленький, и часть абитуриентов идет просто за дипломом, а потом спокойно зарабатывает маникюром или дизайном бровей. Кто-то замуж выходит: один декрет, второй, третий - "ну и куда мне теперь вышивать"… Но даже если в промысел придут двое из десяти выпускников - уже хорошо.

Проблемой оказалось найти хорошие материалы. "Лен белорусский, нитки китайские, руки и душа русские", - раскрывает карты бизнесмен. Ткань отечественного производства не устроила артель по ряду причин: малая ширина (150 сантиметров - а для скатертей берут и 260), нестабильный цвет (чисто белого не найти), неровная поверхность.

- Однажды я ездил на фабрику в Приволжск - так там рулоны льна просто на полу в цехе стояли, испачканные о пол. Развернул белую материю - а она светло-кремовая, да еще и с пятнами… - вспоминает Семенов. - Ниток для вышивания российских не найти - кроме мулине, и то иногда линяет. Мы сейчас ими практически не работаем, потому что большую часть узоров и мотивов переработали под швейную машинку. Берем китайскую вискозу и полиэстер.

Традиция и поиск

Возрождать промысел решили с изделий, которые проще всего продать: салфеток, дорожек. Сразу ввели в линейку несколько видов вышивки. Большую отдачу дало ришелье - в пандемию горожане ринулись обустраивать дачные и деревенские дома, посыпались заказы на занавески для стандартных окон 80х120 сантиметров, скатерти под конкретные столы, в том числе круглые. Оказалось, что модницам нравятся вышитые воротники, платья и юбки, кто-то хочет носить кружевной передник или косынку, кто-то - косоворотку с орнаментом…

Досконально воспроизводить архивные рисунки задачи не стояло. Шли от потребителя: где-то - адаптируя старые образцы, где-то - придумывая новые под заказ. Если до революции вышивали жар-птиц, единорогов, лошадей и петушков, то теперь среди персонажей - Змей Горыныч, Конек Горбунок, знаки зодиака.

- Для ивановских земель характерна строчевая вышивка белым по белому и мелкая аккуратная белая гладь. Но у нас запрашивают и цветную вышивку, и гладь с вливанием тонов, и комбинации техник - например, глади и ришелье. Или выбирают нестандартную основу - темную или прозрачную. По такой ткани трудно вышивать: не видно рисунок. Выкручиваемся… Самые популярные, пожалуй, изделия в технике настрочки - с чертополохами, березами, лимонами, анютиными глазками… В коллаборации с ивановской фабрикой фарфора "Моя забава" и "Гжелью" делаем салфетки с рисунками, которые подходят к их чайным наборам: с мухоморами, цветущим льном… Бывает, присылают готовые рубашки или юбки с просьбой вышить на них какой-то оригинальный рисунок. Или заказывают шторы с цветущим укропом… в голубой гамме, - рассказала Лиана Агеичева.

Продолжает ли это традицию - вопрос дискуссионный. Гладь с вливанием тонов и цветная настрочка в Холуе стали развиваться лишь в 1970-е, когда стали доступны не линяющие нитки. В артели к цветному ассортименту относятся как к разумному компромиссу - более дешевые и яркие изделия помогают привлекать внимание к неброским, но сложным монохромным работам. Строчевая вышивка занимает примерно треть ассортимента - самую дорогую треть.

Перспективное направление - одежда. Пока модели базового гардероба приходится закупать на стороне: в Ивановской области, как ни странно, с этим возникли трудности.

- Увы, здесь много предприятий, ориентированных на пошив по прямой или под оверлок. Для одежды из натуральных тканей, да еще с вышивкой, нужен совершенно другой цикл производства, другого уровня специалисты, другое качество. Это должен быть более утонченный и дорогой продукт, - пояснил Семенов.

Корпоративные заказы на вышитый текстиль - редкость. У "Холуйской строчки" их бывает не более пяти в год. Иногда получается сотрудничать со столичными ресторанами - они используют вышитые дорожки, которые кладутся по центру широких столов и меньше рискуют быть испачканными.

Знать себе цену

По опыту артели, на старт в художественном промысле уходит не так много средств. В ценах 2024 года, по оценке Семенова, "зарядить" вышивальный бизнес можно за три миллиона рублей. При этом нужно сразу закладывать зарплатный фонд как минимум на полгода и четко планировать продвижение товара. Сегодня оно идет прежде всего через соцсети - Telegram и, несмотря на сложности с доступом, Instagram (продукт компании Meta, чья деятельность признана экстремистской и запрещена в РФ). Не обойтись и без паблика во "ВКонтакте", хотя как бизнес-площадка он большинству продавцов непонятен до сих пор.

Заводить отдельные офлайн-магазины могут позволить себе только крупные предприятия НХП. Но и они часто берут на реализацию товар из смежных сфер: скажем, посуда сочетается со столовым бельем, одежда - с аксессуарами и украшениями. Холуйскую вышивку можно встретить в Иванове, Плесе, Суздале и Москве - как раз в точках с широким ассортиментом. Любая такая коллаборация - компромисс: продавцы хотят получить максимальную скидку и сделать максимальную наценку, производитель ограничен себестоимостью - в промыслах она высокая из-за большой доли ручного труда. На маркетплейсах продукция НХП "выстреливает" редко, попросту теряется на фоне ширпотреба или выглядит неоправданно дорогой.

В то же время спрос на народное, традиционное, крафтовое - постоянно растет. "Холуйская строчка" спустя четыре года работы вышла в ноль, а не будь конфликта с партнером и истории с санкциями, это произошло бы гораздо раньше.