
Содержание:
В работе мастер объединил разные традиции: классицизм не противоречил формальному эксперименту, а символичные образы органично уживались с содержательностью.
Композиция полотна отличается лаконичностью и строгостью: на переднем плане - обнаженный юноша, оседлавший невероятного, сильного красного коня. Вокруг плещутся другие кони и всадники, образуя динамичную группу. Цветовая гамма построена на контрасте красного коня и спокойного сине-зеленого фона, создающего ощущение тревоги и напряженности. Примечательно использование сферической перспективы, характерной для творчества художника, которая придает картине особую глубину и пространственность.
Размер полотна внушителен (160 x 186 см), что усиливает впечатление монументальности и значимости сюжета. Бытовую историю художник превращает в некий идеализированный образ.

Работа над "Купанием красного коня" началась весной 1912 года. На картине изображено, на первый взгляд, обыденное купание коней и мальчиков волжских водах, на хуторе "Мишкина пристань" в Саратовской области. Прототипами героев полотна стали двоюродный брат художника Шура и конь Мальчик. Однако, по воспоминаниям мастера, дальше в работе он преимущественно уделял внимания живописным задачам, стремясь к равновесию формы и содержания картины.
Из небольшой жанровой зарисовки, таким образом, родилось полотно, в центре которого - фигура величественного красного коня, вобравшего в себя мотивы древнерусского искусства и иконописи, где подобные кони можно увидеть на изображениях "Чуда архангела Михаила о Флоре и Лавре" или Георгия Победоносца. Именно всплеск интереса к древнерусским иконам в начале XX века, на которых кони изображались красным цветом, вдохновил художника на превращение изначально рыжего коня в символ пламенной мощи.
Петров-Водкин, подобно древним иконописцам, использовал чистые, яркие цвета, отказываясь от смешивания и рефлексов ради большей выразительности. Зелено-синяя вода, очерченная четким контуром берега, не охлаждает, а напротив, подчеркивает огненный оттенок коня, вызывая ощущение самого сильного напряжения.
Впервые представленная на экспозиции "Мир искусства" в 1912 году, работа практически сразу же воспринималась как предзнаменование, яркая метафора эпохи и предчувствие грядущих перемен.

Полотно, как позднее писал о картине критик Всеволод Дмитриев, "показалось пламенем высоко поднятого знамени, вокруг которого можно сплотиться, показалось первым ударом близкого к искусству перелома..." Впоследствии современники Петрова-Водкина и сам художник стали замечать, что картина стала пророческой, в ней чувствовались явные ноты предвидения грядущих военных действий и революции. Так, спустя лишь два года первого показа картины, разразилась Первая мировая война. Сам создатель шедевра осознал глубокий смысл своего произведения, воскликнув, что именно поэтому он и написал "Купание красного коня".
Картина - яркое, образное иносказание, философская притча, к которой художник пришел через трансформацию реальных впечатлений. Увиденная им бытовая зарисовка преобразуется во вневременное действо, отсылающее к иконописному святому Георгию и работам Доменико Гирландайо.
Динамика композиции словно застыла. В то же время она нарушатся насыщенным образом ярко-красного коня, создавая пронзительное несоответствие, как следствие, вызывая тревожность и еле уловимые ощущения грядущих тяжелых времен. Художник намеренно скрывает сюжет, вовлекая всех смотрящих в процесс образного созидания.