Конституционный суд изучил проблемы заповедника в Прибайкалье

Конституционный суд РФ принял решение о судьбе Прибайкальского национального парка в Иркутской области. Оно может стать прецедентным для всех особо охраняемых природных территорий РФ.

Отсутствие законодательного регулирования использования земель сельхозназначения, которые вошли в состав нацпарка еще при советской власти, признано конституционно значимым пробелом.

Прибайкальский нацпарк был создан постановлением Совета министров РСФСР в 1986 году, а в 1995-м в его территорию включили 112 тысяч гектаров земель сельхозпредприятий Госагропрома РСФСР. Причем без изъятия из хозяйственной эксплуатации. И сегодня такое положение, по мнению властей Иркутской области, нарушает гарантии сразу нескольких статей Конституции. А в первую очередь ущемляет право местных жителей иметь в частной собственности землю. Наибольшие трудности испытывают жители Ольхонского, Иркутского и Слюдянского районов: их имущественные интересы ограничены, к примеру, при вступлении в наследство. Кроме того, местные власти не могут обеспечить создание в муниципалитетах необходимой социальной инфраструктуры, поскольку закон разрешает на территории нацпарков строительство лишь рекреационных объектов.

В деле указано, что сельхозземли передавались в состав нацпарка для сохранения уникальной экосистемы озера Байкал, а ведение на них хозяйственной деятельности должно было обеспечить стабильные условия для жизни населения. Но законы "Об особо охраняемых природных территориях" и "Об охране озера Байкал" не регулируют правовой режим и пределы разрешенного использования земель сельхозназначения, включенных в состав парка. И возникает риск перекоса: неиспользование земель может привести к их запустению, а ведение сельхоздеятельности "обычными" методами - к нарушению экобаланса.

К тому же граждане вправе использовать участки, которые расположены в границах населенных пунктов не территориях нацпарков. А если земли расположены за пределами населенных пунктов, то возможностей и условий их предоставления гражданам и юрлицам для сельхозпроизводства не предусматривалось.

Особый режим использования земель нацпарков должен определяться специальным положением

- До настоящего времени не решены требующие именно законодательного регулирования вопросы о правовом режиме хозяйственной эксплуатации находящихся в пределах национальных парков земель сельскохозяйственного назначения - бывших земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР, включая вопросы о разграничении и осуществлении в этой сфере соответствующих полномочий органов госвласти РФ и Иркутской области, полномочий органов местного самоуправления, - указал КС, - с учетом того, что именно федеральный закон как нормативный акт общего действия, регулирующий ключевые вопросы совместного ведения, определяет права и обязанности участников правоотношений, в том числе полномочия органов власти, и тем самым разграничивает эти полномочия.

Особый режим использования таких земель должен определяться специальным положением, утверждаемым минприроды по согласованию с администрацией области. Пока такое положение не утверждено.

Федеральному законодателю и правительству РФ надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.