В Прикамье производители сувениров включились в продвижение туризма

Что купить на память о городе или регионе, в котором побывал? Этот вопрос задает себе практически каждый турист, поэтому сувениры становятся важной составляющей индустрии гостеприимства. В Прикамье их производители стремятся активнее взаимодействовать с другими участниками регионального туристического рынка. Один из эффективных инструментов такого продвижения - конкурс "Пермский сувенир", который традиционно проходит в рамках форума "Дни пермского бизнеса".
Вязовские пряники, которые показывает Галина Кожухова, очень вкусные, вот только есть эти шедевры ужасно жалко.
Вязовские пряники, которые показывает Галина Кожухова, очень вкусные, вот только есть эти шедевры ужасно жалко. / Алексей Трапезников/РГ

В этом году на него поступило 157 работ, авторы которых состязались в семи номинациях, среди которых "Сувенир-аксессуар", "Этнографический сувенир", "VIP-сувенир" и другие. Конкурс организует региональное министерство туризма с целью развития и сохранения народных промыслов, продвижения пермских производителей, а также выявления и поддержки лучших мастеров.

Среди съедобных сувениров (как правило, это различные сласти с длительным сроком хранения) привлекали внимание изделия семейной мастерской из города Кунгура. Члены семьи Вязовых-Кожуховых уже 36 лет пекут пряники по уникальному старинному рецепту.

Мастера Прикамья стали часто использовать образы пермского звериного стиля - изображения зверей, духов и божеств древних коми-пермяков

- Когда-то это было просто нашим хобби, но о вязовских пряниках узнали в Санкт-Петербурге и предложили изготовить небольшую партию для туристов из Австралии и Новой Зеландии, - рассказала глава семейной мастерской Галина Кожухова. - Мы выполнили заказ, а дальше решили участвовать в различных конкурсах и фестивалях сувениров, чтобы нарастить клиентскую базу и превратить наше увлечение в прибыльный бизнес.

Сегодня предприниматели поставляют продукцию в магазины пермской кондитерской фабрики и сувенирные лавки. Кстати, у членов семьи художественное образование, и изделия мастерской - это настоящие шедевры: сначала их авторы обсуждают и создают эскиз будущего пряника, затем изготавливают резные формы из дерева для выпечки. В мастерской есть 150 разнообразных пряничных форм: подарочные, пасхальные, рождественские, свадебные, детские... Особенность вязовских - начинка из фруктового варенья, которую тоже готовят участники семейного бизнеса. Отдельная важная операция - упаковка готовой продукции.

Мастера Прикамья в последние годы стали часто использовать образы предметов пермского звериного стиля, найденных в разные годы участниками археологических экспедиций: культовое литье, объемные и плоские бронзовые изображения зверей, духов и божеств древних коми-пермяков. Например, "языческие" коллекции на конкурсе представили местные ювелирные компании. На финальном этапе изготовления украшения из серебра и меди проходят специальную "винтажную" обработку. По словам мастеров, ими часто интересуются иностранцы и жители столичных регионов: символы древней Пармы приобретают на память для себя или в качестве оригинального подарка.

Человеколоси и птицы с личиной (лицом) на груди украшают различные предметы быта, тоже предлагаемые в качестве сувениров. Пермячка Ирина Ежова специализируется на текстиле, который буквально оживает, когда на нем появляются вышитые древние образы. Для того чтобы выйти на туристический рынок, она получила статус индивидуального предпринимателя и теперь реализует свою продукцию - аромасаше с целебными травами, шоперы и наборы столовых салфеток - на ярмарках и в социальных сетях. В последнее время предпринимательница ведет переговоры с пермскими туристическими агентствами, сувенирными магазинами, а также заведениями коми-пермяцкой кухни, где тоже может пригодиться ее продукция.

- Любовь к малой родине породила во мне желание заниматься изготовлением сувениров, рассказывающих о событиях и известных людях нашего небольшого города, - рассказала "РГ" предпринимательница из Оханска Римма Гильманова. - Я решила создать серию сувенирных открыток, а также шоперы и футболки с изображениями Таборского метеорита, упавшего в 1887 году недалеко от города, скелетом трогонтериевого слона (степного мамонта), найденного археологами на нашей земле, а также портретами известного оханского художника Павла Федоровича Шардакова. Сотрудничаю с типографией, она создает принты по моим эскизам.

Символы древней Пармы из серебра и меди часто приобретают иностранцы и жители столичных регионов. Фото: Алексей Трапезников/РГ

Продавать сувенирную продукцию в Оханске сложно, ведь большие туристические маршруты через него не проходят, а районные власти пока не проявляют интереса к направлениям бизнеса, способным увеличить турпоток. Но надежда нарастить продажи у Риммы есть, связана она с коллекцией вязаных варежек, на которых вышиты пермские достопримечательности. Такой товар может быть востребован в краевом центре.

По словам заместителя директора Центра развития туризма Пермского края Петра Бусовикова, конкурс позволяет предпринимателям обменяться опытом, а также найти новых партнеров, тем более что его посещают представители турфирм из других регионов и даже стран. Гости активно интересуются пермскими сувенирами, представляя их в дальнейшем своим клиентам.