В реестр такси можно будет включить автомобиль, если число баллов локализации при его производстве соответствует показателю, установленному для госзакупок, либо если этот автомобиль был произведен в рамках специального инвестконтракта с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025. Переход на новые нормы будет постепенным. Он начнется с 1 марта 2026 года и для подавляющего большинства регионов завершится 1 января 2033 года - с этого срока единственным критерием для внесения в реестр такси станет количество набранных баллов за локализацию либо решение правительства.
Кроме того, при обсуждении проекта не раз звучали из уст депутатов вопросы о создании автомобиля, пригодного для такси. В Лондоне есть кэб, в Токио - Toyota Crown.
Как пояснил главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков, никто из производителей России не будет создавать машину, достойную такси. Это требует разработки новой платформы, что стоит огромных денег. Но зачем вообще нужны такие специализированные машины? В Великобритании кэбы разработали только для того, чтобы можно было в них сесть, не снимая цилиндра. Toyota Crown - автомобиль бизнес-класса. С длинной платформой. В нем можно разместить четырех пассажиров без проблем для их комфорта.
По словам эксперта, такси не умрет, даже если будет передвигаться на "Ладах". Спросом оно будет пользоваться.
По словам главы Центра компетенций Международного Евразийского форума такси Станислава Швагеруса, пока вообще непонятно, как будет работать этот закон. Ведь штрафных санкций он не предусматривает. Вряд ли такопарки кинутся закупать отечественные автомобили. Кроме того, количество баллов локализации настолько сложно прописано, что ни один чиновник в этом не разберется с первого раза. Необходимо дождаться подведомственных актов, и тогда судить о том, как он заработает.
Как рассказал Максим Кадаков, он проехался на прототипе машины "Атом", предназначенной для такси. Там нет переднего пассажирского сидения. Задние двери открываются навстречу потоку. Однако не сразу. После нажатия кнопки на задней двери сначала открывается передняя дверь, где-то на 40%. Затем - задняя.
А если пассажиров несколько? То же самое происходит и с другой стороны автомобиля. Представьте себе это зимой. Да водитель такси просто к рулю примерзнет.
Игорь Салов, председатель Новосибирского областного отделения "ОПОРы России":
- Закон, на мой взгляд, симпатичный, и я его только приветствую. В любой стране мира государство выражает любовь и уважение к своей продукции - к тем товарам, которые производят внутри страны. Можете называть это протекционизмом, можете - поддержкой местных производителей, суть одна, и это вполне нормальное явление. Более того, я глубоко убежден, что представители государственной власти - чиновники, депутаты - должны, как говорится, выбирать отечественное. И делать это демонстративно и с гордостью! Я как предприниматель так и поступаю, у меня две машины, и обе произведены в нашей стране (пусть у одной из них и китайские корни). Таксисты жалуются на качество российских авто - так давайте усилим контроль за этим самым качеством. Давайте будем добиваться его повышения, это параллельный процесс. Пусть совершенствуются техзадания для производителей, пусть внедряется гибкая ценовая политика! И весь этот комплекс мер в конечном итоге приведет к тому, что выиграет и отечественный автопром, и таксопарки, и пассажиры, и государство в целом. Есть опасения, что рынок будет монополизирован? Так пусть работают надзорные органы. Выбор должен быть, и он будет - иностранные производители, например китайские, локализуют производство на нашей территории, и это тоже идет на пользу нашей экономике.
Михаил Веселов, вице-президент Союза "Торгово-промышленная палата Приморского края":
- Это очень своевременный закон, который призван изменить баланс между старой и новой техникой на рынке пассажирских перевозок. Российские таксопарки пересядут на новые отечественные автомобили, которые с каждым годом становятся все качественнее. И это должно радовать и производителей, и потребителей, и тех, кто эксплуатирует эту технику. Дискуссий по поводу локализации такси, конечно, еще будет много. Но конкуренция всегда добавляет в палитру разных красок. Поэтому, считаю, сделан очень уместный, своевременный и очень нужный шаг для нашего автопрома.
Александр Садков, председатель Дальневосточной ассоциации такси:
- Этот закон составлялся и принимался без учета мнения профессиональной общественности. И без учета мнения граждан, которые пользуются услугами такси. Мы все знаем, что российский автопром, грубо говоря, на грани фола. На Дальнем Востоке нет желающих пользоваться автомобилями такого качества, а тем более приобретать их для работы. Если вам предложат поехать "Ладе Приоре" или на "Тойоте Камри" - выбор здесь очевиден.
Понятно, что закон писался под интересы конкретных производителей, которые к развитию рынка такси не имеет никакого отношения. И этот документ работает против бизнеса. Представьте предпринимателя с автопарком на 100 автомобилей. И к 2030 году он должен поменять автомобили на российские. Во-первых, за пять лет это нереально. Во-вторых, даже если владелец парка найдет средства, а "АвтоВАЗ" справится ли с таким объемом? Ведь есть компании такси с пятьюстами, тысячей и даже пятью тысячами машин.
Как бы мы ни хотели, чтобы наш автопром развивался, но на данный момент, по моему убеждению, даже подержанные японские автомобили лучше, чем новые российские машины. Если бы было иначе, то в такси бы давно использовались исключительно "Лады". Ведь надежность машины для коммерческого использования стоит на одном из первых мест.
Вадим, 45-лет, таксист, Барнаул:
- Работаю недавно, взял в таксопарке иномарку под выкуп. И что же получается? К 2028 году, когда у нас в Сибири вступит закон о локализации, я еще не успею рассчитаться за эту машину. А уже нужно будет брать другую. Два кредита я точно не потяну!
Алексей Спиридонов, член общественного совета по развитию такси в Калининградской области:
- Принятое решение может негативно сказаться на качестве услуги и на ее стоимости.
Четверть автомобильного рынка Калининградской области по-прежнему составляют иностранные машины. По новым требованиям их больше нельзя использовать в такси. Пока они продолжают работать, но лишь пока не закончится соответствующая лицензия. Это серьезный удар по бизнесу. Основную проблему перевозчики видят в системе баллов локализации, которая фактически ограничивает таксопарки выбором одного автопроизводителя, что может привести к монополизации рынка и росту цен.
Далеко не все предприниматели обладают достаточным объемом свободных средств, чтобы разом обновить автопарк. По данным региональной ассоциации автоперевозчиков, вложиться в локализацию готовы не более 30 процентов компаний, работающих в сфере такси. Что делать остальным, не ясно. На практике это может привести к тому, что региональный бизнес просто начнет уходить в тень.
Еще одна проблема, которая беспокоит калининградцев, - узкая направленность отечественного автопрома на бытовое и семейное использование. Далеко не все модели пригодны для профессиональных автоперевозок, где крайне высока эксплуатационная нагрузка. К сожалению, новые отечественные автомобили пригоняют на ремонт уже в первый год после покупки. Чаще всего жалуются на подвеску, электронику и трансмиссию. Иногда официальным дилерам проще заменить авто, чем возиться с запчастями и комплектующими. На мой взгляд, не хватает контроля качества производимых в России машин. Отсюда - внушительные расходы на ремонт, которые могут доходить до ста тысяч рублей в год.
Пока локализацию такси в Калининградской области отложили до 2028 года. Одной из причин такого решения стало активное развитие электротранспорта в регионе. Сегодня собственные электрокары собирают на заводе "Автотор". В ближайшее время на востоке региона запустят гигафабрику "Росатома" по производству литий-ионных аккумуляторов, которые будут ставить на экологичные виды транспорта. Основными потребителями электрокаров должны стать такси и каршеринг. Но как они себя покажут, судить пока трудно.
Политолог Георгий Бовт:
- Законопроект преследует объективно благую цель - поддержку отечественного автопрома. Каким будет рынок через пять лет? Можно представить разные сценарии. Но ведь пять лет назад никто не мог себе представить себе его нынешнее состояние, а именно активную экспансию "китайцев". В начале нулевых российские власти тоже пошли на целый ряд "мер понуждения" иностранных брендов (тогда западных), чтобы те повышали уровень локализации выпускаемой в России продукции. Тогда тоже было много недовольных, пугавших страшными последствиями. Однако жизнь оказывается всегда сильнее как многих планов, так и многих "страшилок". Если в законе выявятся "узкие места", которые могут действительно привести к массовому уходу в тень таксомоторных перевозок или кратному повышению цен на услуги такси, в него будут внесены изменения. А отечественным автопроизводителям все равно придется повышать качество продукции (жаль, что в законе эти требования прямо не прописали), выдерживая при этом разумную ценовую политику. Скажем, за последние 3-4 года продукция АвтоВАЗа подорожала в два-три раза. Оправдано ли такое? Вопрос риторический. Но если не тащить себя за волосы из болота зависимости от чужого автопрома, то можно в этом болоте остаться навсегда, и когда иностранцы по какой-то политической причине снова захотят "наказать" российский рынок, как это случилось весной 2022 года, то тот шок не должен будет повториться.
Подготовила Нина Рузанова, Татьяна Дмитракова, Татьяна Кузнецова, Денис Гонтарь