Родительский фильтр: как россияне снижают негативное влияние технологий на будущие поколения

Эксперты оценили методы родителей, стремящихся снизить влияние гаджетов на детей
Больше половины россиян стараются оградить детей от негативных последствий использования современных технологий. Такие данные содержатся в ежегодном исследовании "Информационные технология в восприятии россиян", проведенном совместно Школой коммуникаций НИУ ВШЭ и холдингом РОМИР.

Сегодня 63,4% опрошенных предпринимают определенные действия для защиты детей в цифровой среде. И вместе с этим доля людей, которые готовы не просто запрещать, а предпринимать конкретные действия - вести беседы, формировать правила, приводить в действие технические меры - демонстрирует не рост, а снижение. Эта тенденция указывает на феномен пассивной тревожности: взрослые все сильнее боятся, но все меньше делают.

"Растущая пассивность родителей в отношении цифровой среды, несмотря на нарастающее беспокойство, приводит к опасному вакууму. Это не просто отстранение - это утрата роли взрослого как навигатора в новой, сложной и подчас агрессивной информационной среде. Ребенок остается один на один с потоком контента, который не знает возраста, эмоций и границ", - уверена Елизавета Белякова, председатель Альянса по защите детей в цифровой среде. Без родительского участия дети оказываются особенно уязвимыми: они легче вовлекаются в токсичные онлайн-сообщества, сталкиваются с насилием, с агрессией, с деструктивными сюжетами, которые платформы порой подсовывают под видом "рекомендаций", считает эксперт.

Как показывает опрос, ситуация с зависимостью детей от цифровой среды оставляет желать лучшего. Каждый пятый родитель в России не ограничивает своих детей до 14 лет в использовании гаджетов, интернета и видеоигр. Чаще всего это семьи с двумя детьми, проживающие в городах-миллионниках.

Что предпринимают родители для минимизации влияния цифровой среды на детей? Прежде всего, стараются ограничивать время, которое проводит ребенок в интернете и в онлайн-играх. Однако, как показывают результаты исследования, эта мера демонстрирует более низкую эффективность по сравнению с другими, поэтому доля использующих ее родителей снизилась по сравнению с прошлым годом с 41% до 33,5%.

Кроме этого, около 30% родителей контролируют социальные сети своих детей-подростков (54% от всех детей) и мониторят страницы их друзей. Они считают, что такой подход сможет помочь увидеть проблему на первоначальном этапе и вовремя принять необходимые меры. Чаще всего это молодые родители до 45 лет со средним доходом, воспитывающие одного ребенка.

Одной из самых популярных мер являются профилактические беседы. Именно с их помощью стараются уберечь своих детей от негативного воздействия интернета почти 40% опрошенных родителей. Эксперты также считают эту меру очень эффективной. При отсутствии общения родителей с ребенком у последнего "начинается деформация социального опыта. Дети все меньше тренируются в реальных коммуникациях, у них формируется клиповое, поверхностное мышление, страдает способность к сопереживанию. Параллельно развиваются признаки цифровой зависимости", - считает Елизавета Белякова. А главное, если взрослый не задает рамки, не интересуется, не объясняет, - он перестает быть авторитетом. Его место занимают анонимные тренды, блогеры, алгоритмы. Возникает отчуждение - эмоциональное и мировоззренческое.

Примечательно, что в борьбе с чрезмерным увлечением детей технологиями взрослые часто используют эти самые технологии. Например, 57% родителей установили "детский фильтр" для защиты ребенка от нежелательного контента. Эту практику используют как молодые родители с первым ребенком, так и семьи с уже подрастающими детьми.

В ситуации с выбором мер для защиты детей обращает на себя внимание следующий момент: за год на 1,4% снизилась доля родителей, которые объясняют детям опасность бесконтрольного использования гаджетов и интернета. Но при этом на 3% выросла доля тех, кто использует "детский фильтр".

И здесь, как считают эксперты, важно не обвинять родителей, а помочь им превратить тревогу в участие. "Достаточно начать с простого, но регулярного: говорить с ребенком, интересоваться его цифровыми увлечениями, обсуждать увиденное. Такие разговоры не требуют специальных знаний, только искреннего внимания", - убеждена Елизавета Белякова.

Следующим шагом может стать совместная выработка правил: сколько времени можно проводить в интернете, какие сайты и игры приемлемы, что считается недопустимым. Эксперт считает, что "эти правила работают лучше, когда они установлены не директивно, а через диалог и согласие".

Елизавета Белякова рекомендует не проделывать эту работу в одиночестве: "Существуют родительские сообщества, образовательные ресурсы, проекты по цифровой гигиене, которые помогают взрослым быть рядом. Потому что дети нуждаются не в контроле как таковом, а в родителях, которые идут рядом - пусть и не зная всех ответов, но готовые искать их вместе".

Как проводилось исследование

Масштабное исследование "Информационные технологии в восприятии россиян - 2025", проведенное совместно Школой коммуникаций НИУ ВШЭ и исследовательским холдингом РОМИР, направлено на изучение динамики восприятия цифровых технологий в российском обществе и выявление ключевых трендов общественного отношения к технологическому прогрессу.

Исследование проводилось в три этапа: анализ медиапространства (1,1 млн сообщений от 460 тыс. авторов с совокупной аудиторией свыше 15 млрд человек), репрезентативный опрос 2500 респондентов в возрасте 18-65 лет и сравнительный анализ с данными 2024 года. Высокую степень преемственности обеспечило участие 81,2% респондентов прошлой волны.

Семья и дети