Могут ли конфисковать автомобиль после смерти осужденного за нетрезвую езду? Разбирался Конституционный суд

Конституционный суд изучил нормы конфискации семейного автомобиля
Конституционный суд РФ признал законной конфискацию автомобиля по решению суда даже после смерти осужденного за езду в нетрезвом виде. Положения статьи 104.1 Уголовного кодекса РФ признаны не противоречащими Конституции РФ.
Конфискованный решением суда автомобиль не может оказаться в списке наследственного имущества.
Конфискованный решением суда автомобиль не может оказаться в списке наследственного имущества. / iStock

Изменения в Уголовный кодекс РФ, которые закрепили обязательность конфискации транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1, 264.2 или 264.3 УК РФ, когда гражданин был уже лишен прав, вступили в силу в июне 2022 года.

По этим статьям за повторное управление машиной в пьяном виде, отказ от медосвидетельствования, за превышение скорости свыше 60 километров в час, а также если водитель ранее был уже лишен прав за причинение тяжкого вреда здоровью или гибель потерпевшего, предусмотрены реальные сроки лишения свободы. Хотя и не слишком большие, до трех лет колонии.

Но вот изымать автомобиль как орудие совершения преступления суды раньше имели возможность, а теперь обязаны. Причем транспортное средство подлежит конфискации, даже если оно находится в общей собственности с другими лицами.

Речь в жалобе, которую изучил КС, была о следующей жизненной ситуации.

Муж гражданки Оксаны Андриановой из Абакана неоднократно садился пьяным за руль. За это сначала он был лишен водительских прав, а затем получил уголовное наказание - 240 часов обязательных работ с конфискацией автомобиля.

Жена в таком случае может как предпринять своевременные меры для раздела имущества, чтобы его не лишиться, так и контролировать супруга

Но так случилось, что он умер через два месяца после вынесения приговора.

Вдова приняла наследство и рассчитывала, что семейная автомашина Toyota Prius также останется ей.

По ее мнению, если следовать духу закона, то автомобиль изымают у нарушителя для того, чтобы он не смог совершить преступление повторно, а в ее случае это уже невозможно.

Женщина обжаловала приговор, который был вынесен мужу. Она выступала как лицо, чьи права нарушены, и после целой серии местных судов дошла до высшей юридической инстанции страны.

- Я подвергнута уголовным законом санкции в отсутствие совершенного мной уголовно наказуемого деяния, - указала она в жалобе. - Я лишена принадлежащего мне имущества без надлежащего на то основания.

По мнению заявительницы в Констуционный суд РФ, такой подход нарушает не только статью 35 Конституции РФ, которая гарантирует охрану права частной собственности, но и статью 49 Основного Закона страны.

А в этой статье сказано: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана".

Однако судьи КС обратили внимание в первую очередь на то, что конфискация имущества как норма уголовного законодательства - особая мера публично-правовой ответственности за деяние, которое совершено собственником этого имущества.

- Ограничение имущественных прав лица, невиновного в преступлении, совершенном его супругом (супругой) при использовании транспортного средства, на которое распространяется режим их совместной собственности, может рассматриваться - в силу статьи 55 (часть 3) Конституции РФ - как обоснованное необходимостью снижения риска совершения новых подобных преступлений высокой степени общественной опасности, - поясняется в решении Конституционного суда РФ.

Судьи также особо отметили, что изъятие автомобиля - цель не только частной превенции (предотвратить подобные преступления в дальнейшем), но и общей.

- Само по себе осознание того, что совершение преступления влечет такое последствие, как конфискация транспортного средства, подкрепленное сведениями о реальных случаях, когда такие последствия наступают, выступает фактором сдерживания от управления транспортным средством в состоянии опьянения, - указал главный суд страны.

- Понимание же того, что последствия такого поведения в имущественном смысле затронут не только само это лицо, но и его супруга (супругу), то есть в конечном итоге всю семью, безусловно, усиливает действенность (превентивный эффект) оспариваемой нормы.

Смерть преступника в данном случае не лишает конфискацию воспитательного аспекта для общества, тем более что приговор уже состоялся.

То есть если бы решение суда было исполнено немедленно, вопроса вообще не возникло бы. А вторая половина, в свою очередь, вправе как предпринять своевременные меры для раздела имущества, чтобы его не лишиться, так и контролировать его использование.

К примеру, забрать ключи от машины у пьяного мужа.