Поликлиники Москвы перешли на "умный" прием пациентов с помощью ИИ-агента

Все этапы приема пациентов поликлиник в Москве стали персонализированными благодаря цифровым сервисам. Так, ИИ-агент помогает врачу быстро выделить главную информацию из истории болезни пациента. Это, в частности, упрощает работу доктору, он может правильно поставить диагноз и сделать нужные назначения быстрее и четче. О нововведениях в цифровых технологиях в медицине, которые внедрены в столице, рассказала заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.

"Более пяти лет мы активно развиваем электронную медицинскую карту - неотъемлемую часть московского здравоохранения. Пациенты обращаются в поликлинику по разным заболеваниям и к разным специалистам, соответственно объем накопленных за это время данных огромен, и врачу крайне сложно найти в этом массиве все предыдущие обращения и исследования по теме текущего приема. Поэтому на сегодняшний день так важно обеспечить саммаризацию (процесс автоматического создания краткого и содержательного текста с сохранением главной информации, - прим. ред.) данных карты не просто за какой-то период, а по теме обращения пациента, будь то жалобы на повышенное давление или боль в суставах", - пояснила Анастасия Ракова.

Сделать прием персонифицированным, подобрав из карты все необходимые данные по конкретным жалобам человека, помогают современные цифровые сервисы. "Для решения этой задачи мы создали ИИ-агента, который может аккумулировать из всего объема данных, хранящихся в электронной карте, ту информацию, которая необходима врачу в каждый конкретный прием. Это и история обращений, и результаты исследований, и назначенные препараты и даже вызовы скорой помощи. Благодаря саммаризации из огромного массива данных врач видит все, что может быть полезно для принятия заключительного клинического решения", - рассказала Ракова.

Еще одно направление в использовании цифровых технологий в медицине - сделать более четкой и осмысленной запись на прием к врачу. Онлайн-запись москвичей в поликлиники проходит через приложения "ЕМИАС.ИНФО", "Госуслуги Москвы", "Моя Москва" или на порталах emias.info и mos.ru. Человек в первую очередь указывает цель или причину визита к врачу: от планового диспансерного приема до необходимости проконсультироваться по поводу симптомов простуды. При этом ИИ-сервис поможет лучше маршрутизировать пациента прямо на этапе записи. Например, если выбрана опция "Плохое самочувствие или боль", подключается умный сервис, который уточняет самочувствие и собирает первичную информацию. Алгоритм задает пациенту наводящие вопросы и адаптирует их в зависимости от ответов, чтобы получить максимально точные данные о его состоянии. При этом технологии не только сокращают время на сбор информации, но и помогают лучше выявлять пациентов из групп риска: при выборе цели "Плохое самочувствие или боль" система автоматически проверяет возможность опасных состояний. Например, при подозрении на сердечно-сосудистые осложнения пациенту предложат пройти опрос, определяющий риски ишемической болезни сердца. Результат будет передан врачу. При необходимости с пациентом оперативно свяжутся медики.

Далее сведения автоматически поступают в электронную медицинскую карту (ЭМК). На их основе ИИ-сервис "ТОП-3", разработанный по заданию московского правительства, формирует три наиболее вероятных предварительных диагноза.

А новый ИИ-агент создает сводку из электронной медкарты о предыдущих обращениях пациента, результатах исследований, выписанных лекарствах, вызовах скорой, которые имеют отношение к тем жалобам, которые озвучил пациент во время записи на прием. Все это врач получает еще до начала приема. И таким образом может лучше подготовиться к приходу пациента.

Сформированные в едином окне симптомы, предварительные диагнозы и "саммари" полезных сведений из ЭМК повышают качество диагностики, акцентируя внимание медика на всех деталях, важных при постановке диагноза. После осмотра врач дополняет или актуализирует сведения, а также может скорректировать предложенный системой поддержки принятия врачебных решений (СППВР) набор исследований и консультаций. В завершение подключается еще один модуль СППВР. Благодаря ИИ-сервису "Топ-1" она работает как цифровой ассистент и помогает сформулировать наиболее вероятный заключительный диагноз, тем самым предоставляя независимое мнение в помощь специалисту и снижая риски врачебной ошибки.