
За сложную во всех смыслах постановку взялись режиссер художественный руководитель Астраханского драмтеатра, лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска" Александр Огарев и белорусский драматург Дмитрий Богославский, написавший сценическую версию текста.
Действие романа, написанного в жанре магического реализма, происходит в затерянной армянской деревне, где-то "на плече горы Маниш-кара". На долю ее жителей выпали война, землетрясение, голод. Молодежь больше не желает здесь оставаться, вот и доживают свой век одни старики - пекут хлеб, заквашивают мацун (традиционный кисломолочный продукт), ходят друг другу в гости и продолжают надеяться на чудо.
- Череда несчастий не сделала жителей Марана бесчувственными, они выглядят очень достойно и человечно. Беды сформировали в них возвышенное ощущение стойкости и трагизма. Это душевная позиция роднит их с Поэтами. Может, они стихов и не пишут, но они ранены бесконечными испытаниями, которые делают их более человечными и по-своему уникальными. Поэтому они заслужили чудо, которое начинает рождаться как возблагодарение за все их мучения. Это спектакль о вере и надежде, - говорит режиссер Александр Огарев.
На сцене мир деревни стариков создала художник-сценограф Елена Жукова, которая выбрала уютные цвета и натуральные ткани.
- Вязаная фактура костюмов - это село Маран как отдельный персонаж, как любимая бабушка, связавшая всем теплые носки и кофты. Но в то же время наша бабушка - строгая, со своими правилами. Маран станет своеобразным символом внутреннего мира, который каждый из нас носит в себе, - рассказала Елена Жукова.
Истории жителей деревеньки сотканы из общих горестных и радостных событий, обрядов и поверий. Почти трехчасовой спектакль погружает зрителей в мир то ли живых, то ли умерших персонажей, приходящих во сне главной героине - Анатолии Севоянц (заслуженная артистка России Вера Сергеева).
Находясь в преклонном, по мнению самой Анатолии, возрасте 58 лет и страдая от сильных болей, она решает готовиться к скорой кончине. Но все время ей что-то или кто-то мешают спокойно лечь и умереть. То огород надо полить, то животину накормить. Хозяйство у Анатолии небольшое, но Коза и Курица очень переживают за хозяйку и всячески ее поддерживают. А тут еще вдовый кузнец Василий (заслуженный артист Туркменистана Юрий Кораблин) пожаловал: "косу принес в подарок", "ну и замуж хотел позвать".
Анатолия, не познавшая радости в первом браке, не желает принимать предложение. Но, раз уж все равно скоро умирать, то дает согласие. И в ее дом вместе с Василием приходят наивная Овца, тощий Баран и добрейший Гампр (местная порода собак). Мир домашних животных в спектакле ярко выписан и наделен сложными музыкально-пластическими композициями (хореограф - Любовь Пегель), которые виртуозно исполняют артисты.
- Обстоятельства, предложенные автором романа для своих героев, чем-то перекликаются с нашими, - отмечает Александр Огарев. - И то, что Абгарян дает рецепт противопоставления таким временам, - в этом и есть особая красота, особый мир, в котором живут герои, их способ существования. И мы хотели показать, как можно найти в себе веру, надежду и любовь, как не впасть в уныние и депрессию.