В Кузбассе хотят запустить производство "БелАЗов"

Кузбасс нацеливается на создание новой экономики, диверсификацию производства, чтобы преодолеть зависимость от мировых цен на уголь.
Кузбасс нацеливается на создание новой экономики, диверсификацию производства, чтобы преодолеть зависимость от мировых цен на уголь. / Максим Киселев/ТАСС
В Кузбассе могут начать производство "БелАЗов" и продолжат расширение базы сервисного обслуживания белорусских машин. Это станет еще одним шагом к диверсификации экономики угледобывающего региона.

Развитие торгово-экономических отношений, промышленное сотрудничество, а также укрепление отношений в сферах образования, культуры и туризма недавно обсудили в Москве глава Кемеровской области Илья Середюк и Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Беларусь в России Александр Рогожник.

На угольных разрезах Кузбасса, который обеспечивает больше половины всего объема угледобычи в России, успешно трудятся тысячи карьерных самосвалов разной грузоподъемности, выпускаемых в белорусском Жодино. Техобслуживание и ремонт большегрузов с некоторых пор выполняются на месте, что ускоряет и облегчает процесс. Кроме того, Кузбасс стал полигоном для испытания новых, экспериментальных видов "БелАЗов", включая импортонезависимые машины с дизельными двигателями. На кузбасских разрезах внедряются новые технологии, разработанные учеными и машиностроителями Беларуси. И все это благодаря созданию в Кемеровской области центра технической поддержки.

Первая очередь центра рядом с поселком Грамотеино Беловского муниципального округа открылась в 2020 году. Участок земли был предоставлен на льготных условиях, а инфраструктура выстроена по программе развития моногородов. Ведь Белово - город угольщиков. А в 2023-м белорусские партнеры расширили дилерские полномочия и возможности сервисного комплекса. Он получил право на реализацию и сопровождение техники самых известных брендов не только для угледобывающих, но и для химических и металлургических предприятий, машиностроения, дорожного и транспортного комплексов, ЖКХ и сельского хозяйства. Так, например, аграрии найдут здесь все - от трактора и сеялки до бороны и картофелесажалки, а также запчасти и комплектующие. Подходы к обслуживанию клиентов на площадке самые передовые благодаря высокой квалификации персонала и наличию мобильных сервисных бригад, готовых к выезду круглосуточно, как "скорая помощь".

Преимущества такой работы с использованием инновационных технологий производственники уже оценили по достоинству. И в нынешнем году в Кузбассе должно завершиться строительство второй очереди мультибрендового центра. К существующим 15,5 тысячи квадратных метров добавится еще 8,6 тысячи, что сделает комплекс крупнейшим в России. Объем инвестиций в проект превысит 1,2 млрд руб., а налоговые поступления в бюджет по итогам его реализации до 2028 года - 750 млн рублей. Но в угольном регионе решили пойти еще дальше.

- Ключевой вопрос - локализация производства комплектующих для "БелАЗов" в Кузбассе. Это даст нам новые рабочие места, увеличит объем налогов, а также удешевит технику для наших промышленников. Ведь за счет локализации уменьшится ее себестоимость, - подчеркнул Илья Середюк. - У нас на повестке - создание новой экономики Кузбасса, уход от угольной зависимости. Точнее, преодоление зависимости от мировых цен на уголь.

Сейчас эти цены продолжают падать, доходы у шахт и разрезов снижаются, как и поступления в казну. В прошлом году регион недосчитался 58 млрд рублей. И, по прогнозам экспертов, в ближайшее время ситуация вряд ли изменится.

- Мы уже больше не можем зависеть только от одной отрасли. Наша задача - диверсифицировать экономику, чтобы Кузбасс стал многопрофильным и устойчивым, - отметил Илья Середюк. - Развиваем сельское хозяйство, переработку, сферу ИТ, средний и малый бизнес. Это новые рабочие места, технологии. Мы не отказываемся от угля, но хотим создать подушку безопасности. Речь о разумном балансе: сохраняем лидерство в угольной отрасли и параллельно открываем новые направления. Так мы защитим благополучие семей шахтеров и дадим шанс тем, кто хочет развиваться в других сферах.

Новая кузбасская экономика - это и создание двух кластеров машиностроения - на севере и на юге области, а также развитие металлургического кластера с глубокой переработкой сырья. Решения для диверсификации руководство региона ищет не только в России, но и за ее пределами, работая с дружественными странами. И прежде всего, с Республикой Беларусь. В ближайшее время переговоры о сотрудничестве должны состояться в Минске. Илья Середюк планирует встретиться с республиканским правительством и президентом Беларуси Александром Лукашенко.

Кстати

Товарооборот Кузбасса с Беларусью за минувший год вырос на 6%. Помимо угля (его поставляют свыше 300 тысяч тонн ежегодно), на экспорт отправляют продовольствие и сельскохозяйственное сырье, металлы и изделия из них, оборудование и другую продукцию. Так, комфортными белорусскими вагонами скоро заменят около ста морально и физически устаревших трамваев в городах Кемеровской области. Возможно и привлечение белорусских специалистов к строительству объектов образовательной сферы.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться