
В других странах уже признали, что творческие индустрии влияют как на экономические показатели, так и на решение социально-демографических проблем. Это направление рассматривается как перспективное и с точки зрения сохранения культурного кода, так и для формирования международного имиджа. По прогнозам экспертов, мировая креативная экономика может достигнуть 10% мирового ВВП к 2030 г.
По данным Kept, за последние 20 лет темпы роста экспорта товаров и услуг креативной экономики часто опережали показатели экспорта других отраслей. Сейчас уже около 6% мировой экономики приходится на креативные индустрии, а ежегодный доход мировой креативной экономики составляет около $2 трлн. Также такие направления дают около 50 млн рабочих мест.
В Китае правительство поддерживает проекты в области искусства и культуры через налоговые льготы, а также выдает гранты и финансирует конкретные проекты. В стране создаются учебные центры для сотрудников культурных и творческих индустрий, развиваются промышленные кластеры и в сельских районах продвигаются цифровые культурные ресурсы. Страна смогла увеличить долю креативной экономики в ВВП страны до 4,56%, в креативных индустриях занято почти 10% населения, а экспорт товаров превышает $220 000 млн.
Стратегические инициативы ОАЭ в области креативной экономики направлены на международное сотрудничество, развитие и привлечение талантов. В стране модернизируется система образования для вдохновения и расширения возможностей будущих специалистов в творчестве их специальностей, также государство поддерживает создание культурных и творческих кластеров. Ранее в ОАЭ ввели "культурную визу" на 10 лет для привлечения художников, певцов, кураторов, танцоров, музыкантов. Сейчас доля креативной экономики в ВВП страны составляет 2,9%, около 76 тыс. населения заняты в креативных индустриях, $9,129 млн составляет экспорт товаров креативных индустрий.
В Бразилии креативная экономика становится одним из способов устранить неравенство и поддержать культурное разнообразие. Для решения задачи правительство разработало госпрограмму Lei Rouanet и Cultura Viva, с помощью которой оказывают поддержку для компаний и лиц, занятых в сфере культуры. Правительство страны также усиливало меры по борьбе с пиратством, создало нацфонд культуры, инвестировало в образование, развитие возможностей для малых городов. Доля креативной экономики в ВВП здесь составляет 2,91% , около 5,6% населения страны заняты в креативных индустриях, а экспорт товаров креативных индустрий составляет $562 млн.
В России доля креативной экономики в ВВП в 2023 году составила 3,5%, в этой отрасли заняты 6,6% населения, а экспорт товаров составляет $1,580 млн. В стране принята концепция развития творческих индустрий. В итоге системная государственная поддержка должна увеличить долю занятости в творческих профессиях до 15% к 2030 г. В стране приняты региональный стандарт развития креативных индустрий, а также модель продюсирования креативных индустрий регионов. Также в регионах проводятся акселераторы, бизнес-миссии, продолжает развиваться международное сотрудничество в креативных индустриях.
На Форуме креативных индустрий, который прошел в Якутске, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков отметил, что доля креативных индустрий к 2030 году в стране должна составлять 6% от ВВП. На Дальнем Востоке эта цифра равна 2%. И чтобы достичь этих целей, предстоит провести большую работу.
На Дальнем Востоке первый креативный кластер открылся в Якутии, там уже создано около 800 рабочих мест, объем выручки резидентов достиг миллиарда рублей, рассказал Чекунков. В общем же в регионе занятость в секторе креативной экономики составляет 48 тыс. человек, а до 2030 года эта цифра должна вырасти до 83 тыс. человек, рассказал глава региона Айсен Николаев на форуме.
Опыт республики будет распространен и на другие регионы Дальнего Востока, планируется открытие еще креативных кластеров во Владивостоке, Улан-Удэ, Петропавловске-Камчатском и Благовещенске.
"Теперь создание креативных кластеров - вопрос не только государственный, но и частного бизнеса. В регионах Дальнего Востока предприниматели уже создают похожие пространства, собирая вокруг себя интересных и ярких людей", - говорит Чекунков.
Сейчас Дальний Восток уже экспортирует свои креативные продукты - это и IT, и мультики и пищевая продукция. Перспективным направлением в Минвостокразвития видят дизайнерскую одежду, уже сейчас дизайнеры из Бурятии представляют свою одежду на китайской Неделе мод. В этом году в Якутске пройдет большой Международный рынок контента - Global Entertainment Market (gem). Ожидается, что туда также приедут покупатели и представители больших платформ цифровых стримингов азиатского рынка.
Директор Центра развития креативной экономики АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" Екатерина Черкес-заде же считает, что сейчас в общем есть интерес к локальной продукции на глобальном рынке как раз за счет своего культурного кода.
"Парадокс креативных индустрий заключается в том, что даже если ты работаешь на локальном рынке, ты работаешь на глобальном рынке. То есть раньше говорили: "думай глобально, делай локально", то сейчас вопрос стоит наоборот: "думая локально, делай глобально". Проект интересен в первую очередь своим культурным кодом и локальной идентичностью", - говорит она.
Также большое значение теперь имеет так называемый культурный код того или иного места. Его уникальные черты, его наследие, памятники, локальная кухня, ремесла, которые могут подарить туристу уникальный опыт.
В связи с этим появляются такие новые виды в сфере как креативный или деятельностный туризм, когда можно не только поехать и посмотреть. Этот вид туризма ориентирован на то, чтобы люди сами в разных направлениях осваивали и города, и другие территории.
Например, в Уфе бывшую фабрику сделали творческой площадкой и назвали "Арт-КВАДРАТ". Теперь там есть амфитеатр на 350 мест, где проходят мероприятия. Сначала этот проект привлекал туристов из других населенных пунктов Башкирии, а сейчас это уже целевой туризм, люди едут в кластер со всей страны.
Лидер группы AY YOLA, чья песня Homay попала в топ-10 глобального музыкального рейтинга Shazam, Руслан Шайхитдинов на пленарной сессии Международного форума креативных индустрий "Создано на Дальнем Востоке: от творчества к экономике" отметил, что креативные индустрии могут сделать регион более привлекательным для туристов.
"Творчество может принести большую пользу. Яркий пример - наше творчество. Туристический поток в Республике Башкортостан в тех местах, где мы снимали, вырос в 2,7 раза. Наш альбом написан по эпосу Урал-Батыр, это сокровище башкирского народа. Наш эпос тесно связан с географическими локациями в республике. Продажи книги "Урал-Батыр" выросли в 30 раз на маркетплейсах по всему миру", - рассказывает он.
Одна из задач креативной экономики в России - это сохранение дальнейшего роста численности населения Дальнего Востока.
"Проводя социологические исследования среди молодежи, мы искали ответы на вопросы, что влияет на решение: остаться или уехать из Дальнего Востока. Мы видим, что у молодежи сейчас в системе ценностей на первом месте находится возможность самореализации. Раньше, лет 10-15 назад, на первом месте было слово "успех". И они ехали туда, где они могут стать успешными, получить высокие должности, высокие зарплаты", - рассказала "РГ" заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.
Теперь на первое место выходит возможность в полной мере самореализоваться, поэтому на Дальнем Востоке нужно диверсифицировать возможности развития, чтобы это были не только рабочие места в отраслях, связанных с добычей полезных ископаемых, но и разнообразие творческих рабочих мест для молодежи.
"Также с помощью креативной экономики мы решаем вопрос занятости и вовлечения сельских жителей. Поскольку половина жителей Дальнего Востока проживает в небольших отдаленных населенных пунктах, не везде можно построить серьезное промышленное предприятие. Но создав якорное предприятие, например, в сфере it, растениеводства, продуктов питания, можно часть работы делегировать в отдаленные населенные пункты", - говорит Нургалиева.
В Якутии уже реализуется такой проект. IT-компании из Якутска, которые занимаются разработкой игр, отдают часть задач с несложным кодированием в отделенные населенные пункты. Там молодые люди после обучения на коротких образовательных программах умеют решать такие задачи.
"В итоге они участвуют в создании большого продукта, трудоустроены и получают хорошие зарплаты. У людей есть понимание, почему они на этих территориях, и это дает серьезный импульс развития. Сейчас похожий проект планируется в Бурятии. Университет пока разрабатывает технологии выращивания лекарственных трав без потери их полезности. Дальше планируется создать предприятие, которое будет из этих трав делать товары, продукты согласно атласу тибетской медицины. А выращивание лекарственных трав будет происходить в сельских территориях региона", - добавила она.