При этом производство российского вина за тот же период выросло - с 16,1 млн до 16,9 млн дал.
Вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла, руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев называет несколько причин такой динамики. Во-первых, это влияние пошлин (на вино из недружественных стран с августа 2024 года они повышены с 20% до 25% от таможенной стоимости, но не менее 2 долларов за литр продукции) и рост ставок акцизов (на тихое вино - с 108 до 113 руб., на игристое - с 119 до 125 руб.). На фоне повышения акцизов в этом году серьезно снизились в том числе поставки грузинского вина, хотя в прошлом году (на фоне отсутствия пошлин на вино из Грузии) они били рекорды.
Результат таких мер был виден уже по результатам 2024 года, хотя снижение импорта вина и не было драматичным, отмечает Ставцев. По данным Росалкогольтабакконтроля, поставки за 2024 год сократились до 35 млн дал (с 39,9 млн дал в 2023 году).
Кроме того, сказалась высокая ключевая ставка. "Весь импорт идет в предоплату и в долгие деньги. С учетом того, что он сейчас еще и оборачиваться стал гораздо хуже, привезти дорогой алкоголь в кредит и держать его на складе - это убыточная стратегия", - поясняет Ставцев.
Впрочем, такое снижение импорта эксперт не считает критичным, поскольку сравнивать показатели с январем-апрелем прошлого года не совсем корректно. Тогда участники рынка как раз ожидали повышения ставки акциза (которое произошло с 1 мая 2024 года), поэтому импортировали алкоголь по максимуму. Хотя обычно импорт в начале года, наоборот, снижается.
При этом импорт снизился бы в 2025 году сильнее, если бы не "фактор Трампа", выразившийся в укреплении рубля, считает Ставцев.
О снижении импорта говорят и участники рынка. Так, за первые четыре месяца 2025 года общий объем импорта вина у виноторговой компании Fort сократился примерно на 5-7% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, рассказал исполнительный директор компании Александр Липилин. Это, по его словам, "соответствует текущим экономическим реалиям". При этом наблюдается заметный рост поставок из дружественных стран - Чили, Аргентины и ЮАР: они увеличились примерно на 20-30% по сравнению с прошлым годом. Кроме того, появились вина из новых регионов: Турции, Кипра, Греции и даже Сирии. Впрочем, доля классических поставщиков (таких, как Франция и Италия) хоть и сокращается, остается значительной. Несмотря на рост цен, их вина по-прежнему востребованы, утверждает Липилин. В прошлом году компания даже усилила французское направление, расширив ассортимент премиальных позиций - шампанского и вин из Бургундии. Но также расширяется и линейка российских вин.
Руководитель по развитию премиального винного портфеля Luding Group Владимир Косенко говорит, что поскольку винная аудитория в России достаточно консервативная, то и география поставок остается классической - Франция, Италия, Испания, Чили, Аргентина, ЮАР. Правда, в ассортименте появляется все больше российских вин.
Что касается цен, Липилин говорит, что в первую очередь подорожал бюджетный сегмент: вина, которые два года назад стоили 400-500 руб., теперь продаются от 1 тыс. руб. и выше.
"Ценовое давление ощущают и вина из Нового Света. Их стоимость растет не только из-за пошлин, но и из-за удорожания логистики, колебаний валютных курсов, необходимости авансировать закупки, а также высокой ключевой ставки. Логистика занимает 3-5 месяцев от оплаты до поступления на склад", - также отмечает Липилин.
Российские производители тоже поднимают цены: в среднем отечественные вина подорожали на 15-20%, но в низком ценовом сегменте рост был еще более ощутимым. При этом ассортимент в категории до 1 тыс. руб. уменьшился, а в сегменте до 500 руб. практически отсутствует.
"Рост цен наблюдается и в разных типах вин - тихие и игристые дорожают примерно одинаково, и все зависит в основном от ценового сегмента. Например, доступное просекко за год подорожало почти в два раза, а шампанское выросло в цене примерно на 30%", - добавляет эксперт.
Доля импорта из дружественных стран будет продолжать увеличиваться, поскольку на их вина распространяются низкие таможенные пошлины, считает Липилин. "В целом рынок, скорее всего, сократится по числу потребителей, так как рост цен поднял "входной порог" в категорию вина", - говорит он.
Ставцев тоже прогнозирует дальнейшее снижение импорта по причине общего замедления продаж товаров повседневного спроса.
Он подчеркивает: без импортного вина России не обойтись - необходимо завозить 300 млн литров в год. Мало того, что своего вина мало, мы выращиваем не совсем тот виноград, что нам нужен. По данным Росалкогольтабакконтроля, наиболее распространенными сортами винограда в России являются Ркацители и Молдова, а больше всего востребован Пино-гри, отмечает эксперт.
Липилин ожидает дальнейшего роста спроса на белые, розовые, игристые и безалкогольные вина - это соответствует мировым трендам здорового образа жизни.