Почему меховые монстрики Лабубу стали хитом года и опасны ли они для детей

Все сходят с ума от новой игрушки Лабубу, которую покупают дети и взрослые. Только в Ростовской области, по данным "Чек Индекс", в мае эти плюшевые игрушки покупали в 14 раз чаще, чем в апреле. И это при том, что цены на них кусаются. Опасны ли зубастые игрушки для психики детей и в чем секрет их популярности?
Игрушка-маскот Лабубу стремительно набирает популярность в России
Игрушка-маскот Лабубу стремительно набирает популярность в России / Георгий Степнов

По всей стране мода на этих игрушечных монстров стремительно набирает обороты. Лабубу - коллекционные игрушки от китайской компании, известной своими авторскими сериями. Идея создания персонажей принадлежит гонконгскому дизайнеру Касингу Лунгу, который начал их выпускать еще в 2015 году. До недавнего времени эти монстры были популярны преимущественно в Китае и других азиатских странах.

Переломным моментом стало появление Лабубу в образах мировых звезд: певиц Лижи, Рианны и Дуа Липы. После этого игрушка начала активно распространяться в социальной сети TikTok, где пользователи делились обзорами, распаковками и эмоциями.

Каждая игрушка продается в закрытой упаковке, и покупатель узнает, какой именно персонаж ему достался, только после вскрытия. В стандартную серию входят шесть фигурок: пять открытых и одна "секретная". Бренд регулярно выпускает лимитированные коллекции, что лишь усиливает интерес коллекционеров.

По данным "Яндекса", в мае число запросов с ключевым словом "Лабубу" превысило миллион. Пик пришелся на последние недели месяца, когда ежедневно информацию о монстриках запрашивали свыше 100 тысяч раз. Это делает игрушку столь же популярной, как спиннеры, поп-иты и Хагги Вагги.

Популярность вызвала настоящую покупательскую лихорадку: в некоторых случаях люди устраивали потасовки в магазинах ради новой игрушки. Продающая их компания временно приостановила реализацию Лабубу во всех своих 16 точках в России до июня, чтобы избежать возможных инцидентов.

Средняя стоимость брелока Лабубу в Ростовской области в мае составляла 5658 рублей. Для сравнения: в апреле он стоил дороже - 6457 рублей (-13 процентов). В целом по стране цена снизилась почти в полтора раза - с 9,3 до 6,5 тысячи рублей. Однако на вторичном рынке некоторые экземпляры могли стоить до 50 тысяч рублей.

Более крупные товары также пользуются спросом: 40-сантиметровые игрушки стоят свыше 20 тысяч рублей, а 9-сантиметровые фигурки в подарочной упаковке - около 40 тысяч.

По данным "Чек Индекса", в целом по стране количество покупок Лабубу в мае выше апреля в 13 раз. Средний чек снизился почти в 1,5 раза (в апреле на игрушку тратили в среднем 9305 рублей). Популярны персонажи бежевого, розового, синего цвета.

Аналитики связывают снижение цен с ростом числа подделок и переходом потребителей на более доступный сегмент рынка. Тренд не остался незамеченным и мошенниками. Как сообщила компания F6, в интернете резко возросло количество случаев кражи Telegram-аккаунтов. Пользователям предлагают якобы получить Лабубу в подарок, заманивая ввести код верификации, который фактически дает злоумышленникам доступ к аккаунту.

История успеха Лабубу напоминает предыдущий тренд - популярность Хагги Вагги, героя из игры Poppy Playtime. Сначала он стал объектом желания детей и коллекционеров, но затем вызвал обеспокоенность родителей, психологов и правоохранительных органов.

- Пользы от такой игрушки нет никакой, скорее даже возможен вред, - считает практикующий детский и семейный психолог Марго Малых. - Игрушка - это не просто предмет обихода ребенка, а средство его развития. С ней он пробует первые отношения с другими людьми, примеряет профессии, исследует мир. Что развивает у ребенка подобная игрушка - большой вопрос! Детская психика оживляет каждый предмет. О чем будет фантазировать ребенок, взаимодействуя с зубастой фигуркой?

Как и большинство современных игрушек, эта создана для коллекционирования, отмечает детский психолог:

- То есть пустого собирательства и траты денег родителей, ведь глубинного смысла коллекционирования дети еще не понимают. Сегодня ребенок остается наедине с игрушкой или в коллективе сверстников, которые вряд ли смогут найти в подобной игрушке развивающий потенциал.

Успех Лабубу - это комбинация удачного маркетинга (слепые коробки, инфлюенсеры, искусственный дефицит) и глубоких психологических потребностей (ностальгия, самоутверждение, эскапизм), считает эксперт в сфере маркетинга Николай Валерьев. По его словам, игрушка стала не просто забавой, а социальным маркером и инструментом эмоциональной регуляции.

- Мы наблюдаем инфантилизацию общества: взрослые все дольше сохраняют детские модели поведения, что делает игрушки вроде Лабубу привлекательными для людей 20+, - говорит Николай Валерьев. - Кроме того, многие состоявшиеся люди покупают Лабубу, чтобы вернуться в детство, компенсируя стресс и нестабильность современной жизни. А высокая цена делает Лабубу статусным предметом, подчеркивающим принадлежность к "избранным". Как и предыдущие "вирусные" игрушки (например, Хагги Вагги), Лабубу, вероятно, переживет пик популярности в течение года, после чего останется нишевым продуктом для коллекционеров.

Продажи плюшевых игрушек в России за январь-май 2025 года (в сравнении с январем-маем 2024 года)

Плюшевые игрушки (в целом):

- средний чек 2177 рублей (-3 процента)

- число покупок + 7 процентов.

В т. ч. коллекционные игрушки и фигурки:

- средний чек 6877 рублей (+4 процента)

- число покупок + 17 процентов.

В т. ч. плюшевые игрушки в виде монстров:

- средний чек 439 рублей (+10 процентов)

- число покупок +54 процента.

Данные: "Чек Индекс"