
"Благодаря системной работе по развитию сети скоростных дорог в России уже сейчас у автомобилистов есть возможность проехать без единого светофора более 1,5 тысячи километров с запада на восток, от Санкт-Петербурга до Казани", - отметил заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин.
Такую возможность обеспечивают две автомагистрали - М-11 "Нева" и М-12 "Восток". Последняя связывает Центральную Россию с Поволжьем, Уралом и Сибирью. Сейчас идет строительство участка между Екатеринбургом и Тюменью, а движение по М-12 от Москвы до Казани было открыто в декабре 2023 года. С тех пор автомобилисты проехали по ней более 35 миллионов раз. Трасса проходит по территории Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашской Республики и Республики Татарстан. Можно уверенно говорить, что все эти регионы, как и страна в целом, серьезно выиграли от появления новых скоростных автодорог.
Развитие магистральной транспортной инфраструктуры выступает катализатором межрегиональной интеграции и экономического роста страны, отметил президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой. "Экономический эффект проявляется через снижение логистических издержек, рост инвестиций в прилегающие территории и создание новых производственных кластеров. Например, магистрали М-11 и М-12 сократили время доставки грузов, повысив конкурентоспособность региональных товаров в столицах, - пояснил "РГ" эксперт. - Социальный эффект проявляется в том, что транспорт связывает удаленные территории с центрами: улучшается доступ к медицине, образованию и рабочим местам, снижается отток населения".
В последние годы выросла роль автомобильного транспорта и в перевозке грузов, добавляет директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики Института прикладных экономических исследований Президентской академии Дмитрий Землянский. "Увеличились как протяженность автомобильных дорог общего пользования (на 750 тысяч километров с 2010 года), так и объем перевозки грузов автомобильным транспортом (за последние 10 лет рост составил 24 процента)", - рассказал "РГ" эксперт.
По его словам, особенно актуальна перевозка грузов автотранспортом в регионах Центральной России, где проекты строительства новых дорог позволили существенно уменьшить затрачиваемое время. Например, трасса М-12 позволяет сократить время в пути почти в два раза.
Через несколько лет транспортная инфраструктура России должна пополниться новой высокоскоростной железнодорожной магистралью (ВСМ) Москва - Санкт-Петербург. Она сократит время поездки между двумя столицами до 2 часов 15 минут и придаст дополнительный импульс развитию регионов, через которые проходит.
"ВСМ - это скорость, удобство и технологии, - отметил исполнительный директор "Российской академии транспорта" Илья Потапов. - Люди будут тратить меньше времени на дорогу, а значит, получат больше возможностей для работы, образования, общения и отдыха. Это выгодно и бизнесу, и регионам. ВСМ является драйвером привлечения инвестиций, создания рабочих мест, дает огромный импульс в сфере строительства и производства, логистики и туризма".
Бюджету Ленинградской области запуск и строительство ВСМ принесет более 68 миллиардов рублей в течение первых 20 лет эксплуатации, сообщил заместитель председателя правительства региона по экономике Дмитрий Ялов. По его словам, эффект номер один - это сжатие пространства: превращение Москвы и Петербурга в конурбацию. Инвесторам из Москвы будет легче управлять своими предприятиями в Ленинградской области, а жителям региона будет комфортнее добираться до Москвы на пересадку или просто по делам. Также это положительно повлияет на туристический поток.
Кроме того, в строительстве ВСМ будут задействованы десятки местных предприятий. Например, один из заводов по производству материалов для железнодорожной магистрали построят в Новгородской области. В целом инвестиции в регион с началом строительства ВСМ составят около 10 миллиардов рублей.
"ВСМ Москва - Санкт-Петербург станет драйвером экономической интеграции регионов Северо-Запада и Центральной России, - уверен Владимир Косой. - Экономическая отдача включает рост производительности: сокращение пути между столицами до двух часов повысит деловую активность, создаст эффект "единого мегаполиса" с общим рынком труда и сбыта товаров и услуг. Кроме того, такие города, как Великий Новгород, Тверь, Вышний Волочек, Валдай и другие, по которым пройдет магистраль получат импульс для роста логистики, туризма и жилищного строительства".
В числе других значимых объектов транспортной инфраструктуры Владимир Косой отметил Крымский мост. Он обеспечил поток туристов на полуостров, круглогодичную поставку товаров, стимулировал рост экспортно-импортных межрегиональных потоков. Еще один важный проект - масштабная реконструкция и расширение провозных мощностей БАМа и Транссиба.
Для развития экономики важно строительство и авто-, и железных дорог. Однако в текущих геополитических условиях приоритеты в разных частях страны отличаются, отмечает Дмитрий Землянский.
"С учетом переориентации всей экономики на Восток ключевым направлением для развития железнодорожной сети является увеличение пропускной способности Восточного полигона", - считает эксперт.
Важно, что развитие транспортной инфраструктуры в России реализуется в рамках комплексного подхода, считает Илья Потапов.