Из чего складывается успех актера? Машков и Безруков дали советы молодым

Машков и Безруков дали советы молодым актерам, как достичь успеха
Владимир Машков и Сергей Безруков провели в Звенигороде уроки актерского мастерства. На встречу с артистами пригласили участников фестиваля "Фабрика Станиславского" и Международной Летней школы СТД-2025. На один день объединить два разных образовательных проекта решили для обмена опытом.

Встречи прошли в актовом зале Звенигородского пансионата СТД. Что интересовало молодых артистов? Актеры и режиссеры спрашивали Машкова и Безрукова про тонкости создания экранного образа, специфику работы в кино и на сцене.

Фото: Олеся Курпяева/ РГ

Сергей Витальевич Безруков делился секретами: рассказал, что в сериале "Плевако", в котором он исполнил роль известного адвоката, удалось найти маленькие роли для всех его студентов с курса во ВГИКе. Молодые актеры также участвовали в массовых сценах. Руководитель Московского Губернского Театра отметил, что его ученики уже выходят на сцену вместе с профессиональными актерами. Важно отметить, что Сергей Витальевич выразил особое отношение к менторству и наставничеству. Он рассказал, что старается максимально подготовить будущих артистов к реалиям актерского быта: "Забота о студентах - посоветовать их куда-то, кастинг попросить, порекомендовать на какую-то роль - это одно. Но они должны многое делать сами в этой жесточайшей профессии".

Табаков для нас глыба. Но глыба бывает неодушевленная, а для нас он живой

Кстати, в августе будет отмечаться 90-летие со дня рождения Олега Павловича Табакова, который был наставником и для Безрукова, и для Машкова. Организаторы Летней школы и "Фабрики Станиславского" считают, что идея объединить два образовательных проекта учеников Олега Павловича Табакова в один день очень символична. Про своего великого педагога Сергей Безруков говорит с огромной теплотой: "Для нас он будет ярким примером и руководства, и человеческой позиции. Глыба. Но глыба бывает неодушевленная, а для нас он живой".

Фото: Олеся Курпяева/ РГ

Молодые артисты также спросили у Безрукова, каково это: быть и актером, и режиссером в одном спектакле. Напомним, что Безруков совмещал обе этих роли, например, в "Дяде Ване", который идет на сцене Московского Губернского Театра. Сергей Витальевич отметил, что отчасти только сейчас начинает по-настоящему понимать образ Войницкого: "Быть режиссером и актером в одном спектакле - очень сложно. Потому что как режиссер, ты должен заниматься актерами, а не своей ролью. Когда я на сцене, я наблюдаю за своими партнерами, не как артист, а как режиссер, мне потом надо им делать замечания. Это тяжелейший опыт".

И Владимир Машков, и Сергей Безруков подчеркивали, что талант отнюдь не является определяющим в актерской профессии. Существует множество факторов успеха: это и упорство, и актерская интуиция, и банальная удача, которая позволяет оказаться в нужное время в нужном месте. Сергей Безруков отметил, что зачастую известность к актеру приходит не сразу, но к счастливому шансу всегда нужно быть готовым - помогает актерская точность и ежедневная работа над собой. "Это опасно - иметь роль мечты. А если не получилось? Я думаю, что не надо заморачиваться. Нужно быть готовым, к тому, как это получится. Не надо мечтать, надо работать", - заметил актер.

Лекция Владимира Машкова, председателя СТД РФ, была посвящена эмоциональному интеллекту. Владимир Львович убежден: без интереса к психологии хотя бы на любительском уровне невозможно по-настоящему овладеть методом Станиславского и создать на сцене мгновение подлинного искусства переживания. "Психология - загадочная наука. Там по некоторым вопросам - лишь временный договор, - озадачил аудиторию Машков. - Но какая бы форма ни была, даже самая фантастическая, вы должны все делать точно, как артисты. Ваша эмоциональность должна быть выверена до мелочей".

Машков в своем выступлении провел четкую границу между театральной сценой и съемочной площадкой. В кино, как подметил еще Станиславский, свои нюансы - отсутствие прямого контакта со зрителем, монтаж, смена планов. "Это налагает на актера необходимость быть еще более подробным в технике", - подчеркнул Машков. И, отвечая на вопрос о разнице российского и советского кино, привел молодым актерам такой пример: "У вас на крупном плане движение глаз - это уже мизансцена. Возвращаясь к разговору о современном кино: если работают неподробно, то вы не верите".

Мастер-класс Владимира Машкова под взором Станиславского... Фото: Олеся Курпяева/ РГ
Прямая речь

Владимир Машков о том, зачем нужны Летние Школы:

- Опыт - сын ошибок трудных, как сказал наш великий поэт. А вот здесь [в Летней школе СТД или на фестивале "Фабрика Станиславского"] для наших молодых людей есть возможность и ошибаться, и находить свой путь, свое понимание профессии, поэтому мне кажется что такие образовательные проекты необходимы в нашем динамичном мире. Какие бы события ни происходили, искусство и театр могут вместе решать многие проблемы. Какой бы язык ни был у человека, мы говорим об одном: о страхе, о ненависти, о любви, о жизни.

Кстати

В конце дня актеры и режиссеры Летней школы СТД и "Фабрики Станиславского" провели футбольный матч. Свисток к началу игры дали Владимир Машков и Сергей Безруков. Перед началом матча Владимир Львович посоветовал командам участников подойти к футболу по-актерски и перевоплотиться в очень хороших, профессиональных футболистов. Кажется, что участники Летней школы СТД услышали своего наставника и постарались выполнить его наказ: ведь товарищеский матч завершился со счетом 7:0 в пользу хозяев поля.