Как цифровизация повлияла на топливно-энергетический комплекс региона

К концу 2024 года более 60 процентов крупных угольных предприятий России внедрили элементы "сквозных" цифровых технологий в свои производственные процессы. Такими данными поделились с "РГ" в аналитическом центре IBS. В лидерах по внедрению современных IT-решений - гидроэнергетика, нефтяная промышленность и электроэнергетика. Как эти процессы повлияли на бизнес и простых потребителей, насколько они безопасны и какие трудности еще предстоит преодолеть, рассказали эксперты.
Лидером цифровизации можно смело считать нефтяную промышленность.
Лидером цифровизации можно смело считать нефтяную промышленность. / Кирилл Зыков / РИА Новости

Цифровизация не ограничивается установкой современного оборудования и программного обеспечения. Это длинная цепочка, в которую включен даже такой, казалось бы, обыденный функционал, как личный кабинет абонента.

Чтобы внедрить новые цифровые возможности, бизнесу пришлось серьезно потратиться. Однако аналитики убеждены: инвестиции быстро окупаются. "Цифра" не только упрощает жизнь потребителям, но и позволяет компаниям сэкономить львиную долю средств.

- Лидером цифровизации можно смело считать нефтяную промышленность, которая сегодня остается безусловным лидером в этом направлении. Если мы говорим о внедрении ERP-систем, автоматизирующих многие бизнес-процессы (от управления кадрами до оптимизации ресурсов), то здесь себя отлично показывает гидроэнергетика: примерно 80 процентов компаний используют только отечественный софт, - рассказала Елена Саяпина, управляющий партнер направления бизнес-консалтинга IBS.

По словам эксперта, региональная электроэнергетика занимает сегодня первое место по применению программного обеспечения для управления производственными услугами, 67 процентов которого - российское ПО. Компании ТЭК также активно осваивают искусственный интеллект. Сегодня его возможности задействуют в работе 76 процентов организаций отрасли.

Одни из самых ярких примеров цифровой модернизации можно наблюдать в Архангельской и Мурманской областях. В этих регионах создали цифровые двойники котельных - систему бесперебойного удаленного контроля за функционированием объектов ТЭК. Она самостоятельно собирает большие объемы данных, анализирует их и в онлайн-режиме оценивает текущее состояние конкретной котельной.

- Такой подход позволил снизить затраты на дизельное топливо на 10-15 процентов. В результате издержки от создания "цифровой котельной" для объекта мощностью 2,5 мегаватта можно покрыть примерно за пять лет, - отметил директор по развитию инжиниринговой компании "Энергия Плюс" Павел Марышев.

Еще один яркий пример - Кольская ветроэлектростанция, которая стала эталоном цифровизации в области возобновляемой энергии. Установленные там интеллектуальные системы управления потоками энергии позволяют учитывать сложные погодные условия и эффективно распределять нагрузку. Такой подход позволил сократить до минимума потери энергии в суровых условиях Крайнего Севера.

- Благодаря цифровизации потребители могут более оперативно решать возникающие проблемы, поскольку современные технологии позволяют оперативно найти источник аварии или, например, контролировать объемы начислений. Компании, в свою очередь, сокращают издержки на персонал, повышают общую безопасность и надежность снабжения потребителей различными ресурсами, - подчеркнул доцент кафедры экономики в энергетике и промышленности Национального исследовательского университета "Московский энергетический институт", кандидат экономических наук Артур Гибадуллин.

Одни из самых ярких примеров цифровой модернизации можно наблюдать в Архангельской и Мурманской областях

Несмотря на очевидные плюсы, у процесса цифровизации есть ряд существенных минусов, которые пока тормозят глобальный технологический апгрейд объектов ТЭК в регионах СЗФО.

- Первоначальные инвестиции в платформенные решения могут быть довольно существенными, из-за чего появляется соблазн интегрировать так называемую "лоскутную" цифровизацию. При таком подходе нет единой системы, поскольку устанавливаются отдельные программные продукты и оборудование. В итоге предприятие не двигается вперед, а, напротив, отбрасывается назад в плане технического прогресса. Существует и кадровая проблема: для поддержки цифровой инфраструктуры требуются квалифицированные IT-специалисты. Далеко не все компании могут обеспечить конкурентный уровень заработной платы, - поделился мнением заместитель директора департамента энергетики компании "Рексофт" Юрий Машинский.

С импортозамещением тоже все непросто. Большая часть традиционного оборудования (трансформаторы, распределительные устройства и кабельная продукция) уже успешно производится в России. Есть и надежные поставщики, которые закрывают до 70 процентов внутреннего спроса. Сложности возникают с микроэлектроникой.

- Современные сенсоры или, например, интеллектуальные измерительные устройства нуждаются в микропроцессорах, которые пока сложно заместить. Доля импортных комплектующих в таких системах составляет около 30-40 процентов. Кроме того, остаются проблемы интеграции, ведь многие объекты ТЭК были построены десятилетия назад. Сегодня они требуют серьезной модернизации для работы с современными цифровыми системами, - заключила глава холдинга SNDGLOBAL Ольга Квашенкина.

Топливно-энергетические компании СЗФО ищут пути решения этих проблем. Помочь им должна масштабная программа по локализации производства чипов и сенсоров, которые будут применять в энергетике. Проект стартовал в 2024 году. Если все пойдет по плану, то уже через пять лет объекты ТЭК Северо-Запада смогут снизить зависимость от импорта еще на 20 процентов.

Кстати

По данным Минэнерго России, с 2013 по 2023 год зависимость отраслей ТЭК от импорта снизилась с 67 до 38 процентов. В первую очередь на ситуацию повлияли санкции, распространившиеся на оборудование и технологии двойного назначения.

Цифра

50 миллиардов рублей составила экономическая выгода от цифровизации ТЭК Северо-Запада за последние три года.

СЗФО