
"Начинка" вендинговых аппаратов в последнее время сильно изменилась. Это уже не просто кофе и шоколадки, а часть социальной инфраструктуры, отметил президент Союза операторов торговых автоматов Леонид Нестеренко при обсуждении темы в СФ. Речь идет не только о продаже питьевой воды в розлив и медицинских изделий вроде контактных линз или масок, но и о прачечных и мойках самообслуживания, а также других полезных устройствах.
В школах вендинг включают в систему организации дополнительного питания. Многие образовательные учреждения работают и после 15 часов, когда буфеты уже закрыты. В это время ученики не могут купить даже бутылку воды и бегут в ближайший ларек, где выбирают далеко не самое полезное.
В школьном вендинговом аппарате должны быть только те продукты, которые СанПиН разрешают давать детям. Чипсы, шоколадки, газировка и прочий пищевой мусор - под запретом. Поначалу бизнес столкнулся с проблемой: чем наполнять аппараты?
- Оказалось, что у нас очень мало продукции, которую можно продавать школьникам, - рассказал член правления отраслевого союза Александр Шулаков. - Наш автомат - это холодильник, в который нужно поместить 50-60 продуктов. А мы поначалу даже пять-семь не могли набрать. Проблему решали полтора года. В итоге нам удалось найти отечественных поставщиков здорового питания. К примеру, нас поддержали крымские производители чипсов из яблок и дыни. Если получится масштабировать работу со школами, то смогут подключиться и крупные компании.
В рамках пилотного проекта в школах Петербурга разместили более 40 торговых автоматов. Возле них оборудовали небольшие зоны для приема пищи со столами и стульями. На аппараты нанесены QR-коды, позволяющие посмотреть мультфильмы и получить другую информацию про здоровую еду. В перспективе искусственный интеллект станет отслеживать, какие продукты попадают в автомат и правильно ли они хранятся.
- Ряд городских и частных комбинатов питания начал выпускать продукцию, которую они продают в школьных буфетах, в специальной индивидуальной упаковке, - пояснила заместитель начальника городского управления социального питания Наталья Петрова. - Ее также реализуют через вендинговые аппараты. Это тот же пирожок, что и в буфете, он соответствует требованиям всех регламентов. В Петербурге разработаны основные критерии использования торговых автоматов в школах. Процесс может масштабироваться при соблюдении всех условий.
Однако представители вендингового бизнеса считают, что для массового захода в соцсферу им нужна дополнительная поддержка. Высоких оборотов в школах и поликлиниках ждать не приходится. В частности, предлагается включить этот альтернативный канал питания в национальные и региональные программы.
При этом вендинг всегда считался сферой, где предприниматель может хорошо заработать, отмечает собственник кофеен самообслуживания в Архангельске Елена Яковлева. Но ситуация меняется.
- Когда в 2022 году я открывала свою первую кофейню самообслуживания, кофе на оптовых базах стоил 650-700 рублей за килограмм, сливки - 450 рублей. Сейчас за кило 100-процентной арабики просят 1530 рублей, за сливки - 750-800 рублей. Ежегодно повышается стоимость аренды. Только увеличение цены напитка помогает оставаться на плаву. Анализ продаж показывает, что прибыль осталась прежней, но часть клиентов ушла. Все же привыкли покупать кофе за сто рублей. Но держать такую цену за объем в 350 миллилитров нереально из-за стоимости сырья, - поясняет предприниматель.
При этом замена ингредиентов - кофе, сливок, шоколада, сиропов - может негативно сказаться на вкусе напитка. Некоторые владельцы автоматов ради увеличения прибыли могут использовать дешевое сырье и ставить высокую цену, допускает Елена Яковлева. Но она считает правильным следить за стандартами - благодаря этому появляются постоянные клиенты.
- Входить в этот бизнес с кофейней самообслуживания в Архангельске уже поздно - многие локации с высокой проходимостью заняты, - утверждает собеседница "РГ". - Вендинговый бизнес завязан на трафик: если место непроходимое, никакими маркетинговыми инструментами его не раскачать. Залог успеха - правильно подобранная локация и соблюдение стандартов. Думаю, что следующим этапом развития этого сегмента станет "заход" в бюджетные учреждения. Но предприниматели порой не знают, как участвовать в торгах и где искать информацию о них. Надо сделать этот процесс более понятным и прозрачным для малого бизнеса.
В 2025 году утвержден единый государственный стандарт для вендинговой торговли. Однако размещение автоматов в объектах соцсферы потребует дальнейших законодательных изменений, отметили в СФ. В частности, планируется закрепить вендинг как самостоятельный формат торговли, чтобы он мог получать адресную поддержку и участвовать в государственных программах.
Проблемой для вендингового бизнеса стал запрет на продажу энергетиков несовершеннолетним. Аппараты пока не умеют определять возраст покупателя. Но уже в июле планируется запустить пилотный проект по использованию биометрии в вендинге. Система с помощью Госуслуг сможет подтверждать, что перед автоматом находится человек старше 18 лет.