Остались бы дома. Чего не хватает в российских городах для летнего отдыха жителей?

Исследование: Более 80% россиян готовы провести отпуск дома
Более 80% россиян предпочли бы провести отпуск в родном городе, но для этого недостаточно мест отдыха - в том числе обустроенных площадок для купания.
Если создать качественные зоны отдыха, люди будут отдыхать, не выезжая из родного города.
Если создать качественные зоны отдыха, люди будут отдыхать, не выезжая из родного города. / Сергей Михеев

Доходы индустрии гостеприимства выросли за 2024 год на 27%, отели приняли 90 млн человек против 80 млн годом ранее. Однако далеко не все граждане хотят куда-либо уезжать. Как выяснило в ходе опроса жителей 70 городов (в том числе Читы, Санкт-Петербурга, Кемерова, Пятигорска и др.) архитектурное бюро Pergaev Bureau, подавляющее большинство горожан (82%) предпочли бы никуда не ездить в отпуск, оставшись в родном городе, однако для этого недостаточно мест - в том числе обустроенных площадок для купания.

Например, в 55% случаев, отдыхая у воды, воспользоваться туалетом либо проблематично, либо невозможно. Также в дефиците душевые кабины (44%) и раздевалки (38%). Кроме того, 35% проблемой ощущают нехватку пляжной мебели.

Большинство опрошенных (68%) выбирают отдых в благоустроенных общественных местах, 15% платят за пользование частными рекреационными зонами и 16% предпочитают "дикие" условия. Однако если исходить не из реальности, а из потребностей, то 57% респондентов выразили готовность платить за закрытые, но хорошо благоустроенные и качественно обслуживаемые рекреационные пространства с местами для купания, отмечают авторы исследования.

Если создать качественные зоны отдыха, утверждает архитектурное бюро Pergaev Bureau, люди будут с удовольствием отдыхать, не выезжая из родного города.

Сейчас лишь 40% опрошенных удовлетворены имеющимся выбором зон отдыха в родном городе, 36% уверены, что таких мест нужно больше, а 13% и вовсе ощущают нехватку возможностей для отпускного отдыха дома.

При благоустройстве набережных горожане ждут комфортный спуск к воде (67%). Второй по приоритету пункт - безопасность отдыха (57%), а третий (56%) - оборудованная пляжная зона, где получится и позагорать, и заняться активным отдыхом или спортом. В парках самым важным россиянам кажется уровень озелененности (об этом сообщили 66%), грамотное зонирование территории, при котором свое место есть и у детей, и у собак, и у взрослых (64%), а также освещенность территории в вечерние часы, то есть вопрос безопасности (63%).

Более 60% респондентов отметили, что парки и набережные благоустраиваются, появляются новые места для отдыха. Однако в четверти случаев такая динамика не наблюдается, и почти 15% видят у себя упадок городской рекреации.

Доходы индустрии гостеприимства выросли за 2024 год на 27%, отели приняли 90 млн человек

О важности уютных парков и хороших пляжей говорит и то, что 45% участников опроса ради них даже готовы поменять место жительства (хотя 54% все же не готовы).

"Росстат зафиксировал, что гостиницы в стране в 2024 году заработали более 1,1 трлн рублей, - отмечает основатель архбюро Сергей Пергаев. - Логично предположить, что удержать жителя города на время отпуска - это хороший способ положительно повлиять на экономику. Как показывает наш опрос, качественное развитие городских рекреационных зон, особенно с местами для купания, может позволить это сделать. Это необходимо учитывать как органам власти при разработке новых проектов благоустройства территорий, так и застройщикам жилых комплексов".

Исследование OneTwoTrip подтверждает, что россияне неравнодушны к отдыху на пляже, 90,9% участников их опроса отметили, что им важно наличие пляжа недалеко от места летнего отдыха. Это подтверждает и топ российских городов, в которых путешественники уже забронировали гостиницы на лето. Возглавляют список Санкт-Петербург, Москва, Сочи, за ними следуют Казань, Калининград, Нижний Новгород, Владивосток, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и Махачкала.

Руководитель пресс-службы сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip Елена Шелехова отмечает общую тенденцию - подавляющая часть россиян отдыхает летом внутри страны (доля отельных заказов на лето в России составляет 74%), спрос на заграничные направления за год не изменился и все так же составляет 26%. И спрос растет именно на направления с пляжным отдыхом.

"Серьезнее всего среди популярных направлений вырос спрос на отдых в Белеке: отели на одном из фешенебельных турецких курортов бронируют более чем в 3 раза чаще. Интерес к жилью в Нячанге вырос более чем в 2 раза, а в Севастополе - ровно в 2 раза", - говорит Шелехова.

Спада туризма из-за возможного развития городских курортов ожидать точно не стоит, отмечает эксперт по загородной и курортной недвижимости, коммерческий директор группы компаний "АСК" Анна Исаева. Отдых на городских курортах и внутренний или выездной туризм - это два различных сценария отдыха, отмечает она.

"Городские пляжи посещают так называемые однодневные туристы, которые хотят насладиться теплыми деньками не только в период отпуска, но и в выходные дни или даже после работы. Чтобы отдохнуть на городском пляже, не нужно брать отпуск и планировать путешествие, это можно сделать в любой свободный день или даже вечер. Комфортный городской пляж - это курорт у себя дома, это бюджетный отдых, который не требует трат на дорогу и проживание. Однако никакой городской пляж не сравнится с морским или горным курортом, где сама атмосфера уже настраивает на полноценный отдых", - считает Исаева. Развитие городских курортов не отнимает целевую аудиторию у внутреннего или выездного туризма, поскольку в отпуск россияне уходят в среднем на 2-3 недели, а городскими пляжами пользуются в течение всего лета.

Кроме того, лето в российском городе, как правило, очень короткое - максимум 90 дней в году, добавляет Исаева. Тогда как на морских курортах солнце и тепло - с мая по октябрь. Выезжая в отпуск на курорт, человек оставляет дома все заботы и с головой уходит в атмосферу отдыха и релакса, тогда как отдыхая на пляже в своем городе, человек никогда не сможет по-настоящему отвлечься от работы и текущих дел.

"Готовность провести отдых на городских пляжах у россиян связана, на мой взгляд, не столько с повышением качества этих самых пляжей, сколько со снижением уровня доходов и повышением цен на билеты, бензин, платные дороги и услуги гостиниц", - отмечает эксперт.

При этом организация и модернизация городских курортов - перспективное направление благоустройства общественных пространств, отмечает Исаева, которое помогает развитию предпринимательства (питание, анимация, аттракционы, торговля, услуги), появляются новые сезонные рабочие места в том числе для старшеклассников и студентов. В выигрыше при этом абсолютно все - и жители города, получающие возможность качественно отдохнуть недалеко от дома, и бизнес, получающий возможность оказывать услуги посетителям и отдыхающим, подчеркивает она.

Член Комиссии ОП РФ по экологии и устойчивому развитию Владимир Лифантьев отмечает, что перед тем как заниматься обустройством городских пляжей надо улучшить качество воды. Сейчас во многих городах возникает вопрос о наличии исправной работы водоочистных сооружений, отметил он.

"Для бизнеса создание пляжей для купания - спорный проект. Из-за особенностей климата они могут работать в лучшем случае 4-5 месяцев в году в зависимости от широты, в которой они находятся. Но пока в общем в большинстве городов купаться до завершения всех проектов в рамках нацпроекта "Экологическое благополучие" не стоит", - отметил Лифантьев.